Этика в исламе

Этические нормы ислама основываются на Коране и сунне.

«И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти – счастливы (в этом мире и в Вечной жизни).» (Коран 3, 104).

Основой этики ислама, конечно же, является Единобожие – вера во Всемогущего Единого Творца, из которой проистекает понятие исламского благочестия.

«Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, – и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они – богобоязненные» (Коран. 2: 177).

В числе нравственных добродетелей ислама упоминается знание.

«Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Могущественного, Достохвального». (Коран; 34,6)

С благочестием и знанием неразрывно связана такая добродетель как благие дела. Во многих аятах они упоминаются друг за другом.

Из всего вышесказанного формируется понятие адаба – мусульманского этикета, воспитания, соединяющего в себе обучение наукам и овладение кодексом поведения, основанным на соблюдении предписаний религии и благочестии.

Воспитанию в исламе придается особое значение.

Как передается в хадисе от Анаса, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек успешно вырастит двух дочерей до достижения ими зрелости, то в Судный день я и он будем близки вот так» (и пророк соединил указательный и средний пальцы). (Муслим).

Прививание моральных ценностей и соответствующее воспитание должно вести к подобающему поведению в обществе, а это, в свою очередь, ведет к укоренению в нем моральных норм и его более справедливому устройству, когда соблюдаются права всех его членов, и, соответственно, справедливость по отношению к ним.

Справедливость – одна из высших моральных добродетелей мусульман.

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран; 5: 8).

Таким образом, исламская этика – это практическое воплощение в поведении человека предписаний, ниспосланных в Божественном откровении.


Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика