Европейский совет по фетвам о поздравлении немусульман с их праздниками

Лидер исламского сопротивления «Хамас» приветствует Патриарха Всея Руси. Архив.

Лидер исламского сопротивления «Хамас» приветствует Патриарха Всея Руси. Архив.

Теги:


0
20 Апреля 2021г. (08 Рамадан)

Вне всякого сомнения, эта проблема важная и деликатная, в особенности для мусульман, проживающих в странах Запада. В Совет поступило множество вопросов от братьев и сестёр, проживающих в тех странах и сосуществующих с их жителями из числа немусульман, с которыми у них возникает множество связей, налагаемых жизнью, например, соседство по дому, товарищеские отношения на работе или на учёбе, и иногда мусульманин в определённых ситуациях чувствует поддержку немусульман, например, научного руководителя, который искренне помогает студенту-мусульманину, или врача, искренне лечащего больного мусульманина, и тому подобное, и как говорят, «Человек – пленник добрых дел». Как сказал поэт:

Делай людям добро, и ты поработишь их сердца

И как часто доброе дело делает человека рабом!

Так каково же отношение мусульманина к ним (немусульманам), мирно сосуществующим с мусульманами, не враждующими и не сражающимися с ними из-за их религии, и не изгоняющими их из их жилищ и не помогающими изгонять их?

Благородный Коран очень чётко разъяснил порядок взаимоотношений между мусульманами и немусульманами в двух аятах Книги Всевышнего в суре «аль-Мумтахана», которая была ниспослана в отношении идолопоклонников. Всевышний сказал: «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, – ведь любит Аллах справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, кто сражался с вами из-за веры, прогнал вас из ваших жилищ и способствовал вашему изгнанию. Те, кто сдружится с ними, – подлинные беззаконники».

Итак, эти два аята чётко разделили тех, кто мирно сосуществует с мусульманами, и тех, кто воюет с ними:

В отношении первых (мирно сосуществующих) благородный аят установил обязанность поступать творить им благодеяния и быть к ним справедливыми. При этом благодеяние и милость выше справедливости, поскольку справедливость – это когда ты берёшь то, что принадлежит тебе по праву, тогда как благодеяние – это когда ты уступаешь некоторые свои права. То есть справедливость – это когда ты отдаёшь человеку должное и не умаляешь его права, а благодеяние – это когда ты из благочестия и милости даёшь ему сверх того, что ему полагается по праву.

Что же касается вторых, которых другой аят запретил брать в друзья, то это те, кто враждовал с мусульманами и воевал с ними, без права изгонял их из их родных мест только за то, что они говорили «Наш Господь – Аллах», подобно тому как поступили курайшиты и многобожники Мекки с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижниками.

Коран избрал для взаимоотношений с мирно сосуществующими немусульманами слово «аль-барр», сказав «вам являть дружелюбие», и это слово, используемое в самой величайшей обязанности человека после его обязанности перед Всевышним Аллахом, это «хорошо относиться к родителям».

Как передали аль-Бухари и Муслим от Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, «Я обратилась за советом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «Ко мне приехала моя мать [ещё остававшаяся язычницей], которая хочет (чтобы я поддерживала с ней отношения и сделала ей подарок), так следует ли мне поддерживать с ней отношения?» – [на что] он ответил: «Да, поддерживай с ней отношения»».

И это в то время, когда её мать – язычница, а как известно, отношение ислама к обладателям Писания мягче отношения к язычникам-идолопоклонникам.

Коран даже разрешил употреблять их пищу и вступать с ними в брак, в том смысле что можно есть мясо зарезанных ими животных и жениться на их женщинах, как об этом сказал Всевышний: «Сегодня дозволена вам [пища] чистая и дозволена вам пища обладателей Писания, а ваша пища дозволена им. [Дозволены вам для женитьбы] женщины целомудренные из уверовавших и женщины целомудренные из числа тех, коим до вас даровано было Писание».

Одним из неотъемлемых плодов этого брака и его плодов является любовь между супругами, как об этом сказал Всевышний «Из Его знамений то, что Он создал для вас жён из вас же самих, чтобы вы находили успокоение в них, и устроил между вами любовь и милость. Воистину, в этом – знамения для людей, которые размышляют».

Да и как же мужчина может не любить свою жену, хозяйку в доме и спутницу его жизни, мать его детей? Тогда как Всевышний, разъясняя отношение супругов к друг другу, сказал: «Они одеяние для вас, а вы одеяние для них».

Одним из неотъемлемых последствий брака и его плодов является и отношения между двумя семьями, это один из двух видов естественных связей между людьми, как на это указал Коран, сказав: «И Он – Тот, Кто сотворил человека из воды, а потом дал ему родственников и свойственников. Господь твой – Всемогущий».

Также одним из неотъемлемых следствий брака является материнство и обязанности ребёнка перед матерью, подтверждённые в исламе. Так будет ли благодеянием и хорошим отношением то, когда у матери происходит какое-то событие, например, у неё этот великий праздник, а ребёнок её не поздравляет? И какова должна быть его позиция по отношению к родственникам со стороны его матери, например, к дедушке и бабушке, родному дяде и родной тёте, детям родных дядей и тёток, а ведь это в то время, когда у них есть права родственников и близких, тогда как Всевышний сказал: «а родственники – одни ближе к другим в Писании Аллаха», также Всевышний сказал: «Воистину, Аллах повелевает творить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников»?

И если обязанности сыновних и родственных отношений налагают на мусульманина и мусульманку поддержание родственных отношений с матерью и родственниками, в том числе благонравное миролюбие, открытость души, преданное отношение к своим родственным связям, то и права других обязывают мусульманина вести себя как человек с благим нравом. Так, благородный посланник Аллаха завещал Абу Зарру: «Бойся Аллаха где бы ты ни был, вслед за дурным деянием совершай хорошее, которое сотрёт его, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми», и он сказал именно «благонравия в отношениях с людьми», а не просто «благонравия в отношениях с мусульманами».

Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал к мягкости в отношениях с немусульманами и предостерегал от насилия и жестокости.

Так, «Когда к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вошли несколько иудеев, и вместо приветствия сказали «Смерть тебе и погибель, о Мухаммад!» и ‘Аиша, услышав это, ответила им: «И вам смерть, погибель и проклятие, о враги Аллаха!», Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упрекнул её за это. Она сказала: «Разве ты не слышал того, что они сказали, о Посланник Аллаха?», и он ответил: «Слышал. И я сказал: «и вам», о ‘Аиша. Аллах любит мягкость во всём»».

Таким образом, поздравление этих людей по этому поводу с точки зрения шариата становится ещё более обязательным – как об этом упомянул задавший вопрос – если они первыми спешат поздравить мусульманина с исламскими праздниками, а нам было велено воздавать добром за добро и отвечать на приветствие ещё лучшим приветствием, или как минимум точно таким же, как об этом сказал Всевышний «И когда вас приветствуют каким-либо приветствием, то отвечайте лучшим или верните его же».

Для мусульманина неуместно быть менее учтивым и обладать добрым нравом в меньшей степени чем другие, и должно быть так, что это мусульманин обладает им в большей степени, обладает более совершенным нравом, как об этом говорится в хадисе «Самой совершенной верой обладает самый благонравный из верующих», и как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, «Поистине, я был послан дабы довести благой нрав до совершенства».

Это становится ещё более обязательным, если мы хотим призвать их к исламу и приблизить их к нему, сделать так, чтобы они полюбили мусульман, это является нашей обязанностью, а это невозможно при чёрствости между нами и ими. Наоборот, достичь этого можно только хорошими взаимоотношениями.

Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, были присущи благой нрав, благородное отношение к язычникам-курайшитам на протяжении всего мекканского периода, несмотря на притеснения с их стороны, и несмотря на то, что они набрасывались на него и на его сподвижников. И даже более того, они доверяли ему настолько, что доверяли ему свои вещи на хранение, за сохранность которых у себя они боялись, и он, да благословит его Аллах и приветствует, когда переселился в Медину, оставил Али, да будет доволен им Аллах, велев ему вернуть хранимое владельцам.

Поэтому нет запретов на то, чтобы по этому поводу их поздравлял отдельный мусульманин или исламский центр, устно или посредством открыток, не содержащих религиозных лозунгов или фраз, противоречащих принципам ислама, например, таких как распятие, поскольку ислам отвергает саму идею распятия – «но не убивали они его и не распинали, лишь показалось им это».

Также это могут быть обычные слова поздравлений в подобных случаях, не содержащие какого бы то ни было признания их религиозных догм или согласия с ними, и это всего лишь слова учтивости, которые стали обычными для людей.

Также запретов на то, чтобы принимать от них подарки и отвечать на них, так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал подарки от немусульман, например, от аль-Мукаукиса, правителя коптов в Египте, и от других, при условии, что эти подарки не должны быть запретными для мусульманина, например, вино или свинина.

Мы не должны забыть упомянуть здесь о том, что некоторые знатоки фикха, например, шейх аль-ислам Ибн Таймийя и его ученик, выдающийся учёный Ибн аль-Каййим, очень строго подходили к вопросу праздников многобожников и обладателей Писания, а также участия в них, и мы согласны с ними в противостоянии празднованию мусульманами религиозных праздников многобожников и обладателей Писания. И мы видим, как некоторые пребывающие в неведении мусульмане празднуют Рождество так же, как празднуют ‘Ид аль-фитр и ‘Ид аль-адха , а возможно даже и больше, тогда как это неприемлемо. У нас есть свои праздники, а у них – свои, однако мы не видим ничего плохого в том, чтобы поздравлять людей с их праздниками тем, у кого есть с ними родственные, соседские или товарищеские или иные общественные связи, обязывающие к поддержанию хороших и добрых отношений, что признаётся и подтверждается здравыми традициями.

Что же касается национальных и общественных праздников, таких как праздник независимости, или единства, или детства, или материнства, и тому подобных, то здесь для мусульманина в поздравлении с ними нет никаких проблем. Более того, он может участвовать в них как гражданин или проживающий в этих странах, при условии, что будет избегать того запретного, которое случается в подобных мероприятиях.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 21 (3/VI): ПОЗДРАВЛЕНИЕ НЕМУСУЛЬМАН С ИХ ПРАЗДНИКАМИ

Перевод Руслана Тагирова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика