Христианский клирик почитал Коран и нашел там много интересного о рождестве Иисуса

Рождество Христа описано в Коране
В массовом сознании людей, ассоциирующих себя с православием или любым другим направлением христианства, распространено мнение, что между их религией и исламом нет ничего общего. В представлении обывателя, у мусульман свой бог, свой пророк и свои законы. Однако это не соответствует действительности. В преддверии праздника Рождества Христова по григорианскому календарю представитель католического Общества Иисуса – брат Владимир Пашков подробно изучил описание рождения Иисуса в Коране, обнаружив много параллельных мест к евангельскому тексту. Он предложил задуматься о возможностях и границах диалога между мусульманами и христианами на основе этих текстов. Лекция состоялась 20 декабря в Институте св.Фомы.

«Мусульмане призваны самим Кораном богословски думать о «тайне» рождения Иисуса, так же как и христиане, когда они читают Евангелие. Интересно, что христиане не только зависят от иудаизма, если они хотят понять свои священные тексты, но призваны слушать то, что об этих текстах говорят мусульмане, которые в не меньшей степени, чем иудеи и христиане, ссылаются на Бога Авраама», – сказал лектор и предложил еще расширить круг участников диалога: «История рождения Иисуса может открыть тройной диалог между иудеями, христианами и мусульманами».

Как рассказал лектор, он вырос в Самаре, где много мусульман, с юных лет интересовался востоковедением, изучал языки (в том числе – арабский язык и исламское богословие постигал в Египте, будучи уже монахом-иезуитом), несколько лет проработал в миссии иезуитов в Кыргызстане, где также общался с мусульманами. Поэтому познания в области исламского священного писания позволяют ему квалифицированно анализировать коранические тексты и, в частности, суры 19 (1-38) и 3 (35-49), где рассказано о рождестве Иисуса, и проводить сравнение с каноническими евангельскими текстами и апокрифическими христианскими источниками.

По мнению лектора, параллели между двумя интерпретациями Рождества Иисуса видны сразу: это история рождества у Луки с Божьим посланием Марии (у Луки через архангела Гавриила, в Коране через дух Бога, который явился ей под видом человека Джибриля);  зачатие младенца как чудо, которое творит Бог; мотив сомнения (у Матфея сомневается Иосиф, у Луки – Мария, в Коране также читаем: «(Мария) сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?») и описание особенного младенца, который должен родиться: «чистый младенец», «знак  (милосердия Бога) для человечества».

В новозаветных и коранических повествованиях Иисус – это не «продукт земной истории», но творение Бога, Он с самого своего рождения является «избранным Божиим», продолжил брат Владимир. Появление его на свет – это исключительно следствие божественного действия. Отсюда и «титулы» Иисуса в Коране – «Дух от Бога», «Знак» Бога для людей, знак «Божественного милосердия», «слуга Бога», «пророк Бога», «слово Бога». У него есть даже существенное отличие от других слуг Бога и Его пророков: он сотворен Духом Бога, чтобы во время своей земной жизни силою этого духа действовать как посланник Бога, и в этом смысле Иисус уникален среди всех людей, упомянутых в Коране.

Однако «народ» в библейском его понимании в Коране отсутствует, все концентрируется на действии Бога в отдельных людях (Захария, Мария и Иисус). А действие Бога в Иисусе – всего лишь одно из многих действий в истории, сын Марии – всего лишь один знак Бога, хотя и особенный, но все же один среди прочих. Его рождение посредством духа или слова не делает его божественным: «Не подобает Богу иметь сына», говорится в Коране… Для мусульман окончательное Откровение Бога явлено в Коране. На Коран указывают все пророки, включая Иисуса и Иоанна Крестителя», – сказал он.

Как и Новый завет, Коран связывает с рождением Иисуса чудеса. Это имеет богословское значение: «Бог обладает властью над тем, что кажется невозможным; Бог свободен в Своих действиях и ломает все земные ограничения. Именно рождение Иисуса показывает, что у Бога есть власть сделать из неплодовитого плодовитое, из мертвого живое, из небытия существующее. Таким образом, теоцентризм связывает два повествования о рождестве», трактует соответствующий коранический текст лектор.

Еще одно из соответствий новозаветной и коранической историй были замечены специалистом: Иисус – это «благословенный от Бога, он противовес всем людям, властвующим с насилием, он человек мира, причем в течение всего своего земного существования – от рождения до смерти, и даже до новой жизни у Бога». И эта миссия Иисуса ярко проявляется в обстоятельствах его рождения.

Рассмотрев еще несколько параллелей, брат Владимир отметил: «Сравнение текстов показывает, насколько самостоятельно в Коране интерпретируются библейские тексты, чтобы предать именно богословское послание Корана о теоцентричности: Бог стоит в центре мира и истории, Его воля пронизывает все, и в соответствии с этим должна быть понята вся реальность.

Автор: по материалам сайта "Благовест-инфо"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Щакущ 24 Декабря 2018г.
Ответить

Уже кое-что... Ну, будь честен до конца!

Яндекс.Метрика