0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Ибн Араби в среде российских мусульман

Поскольку история науки тюрков, которые являются предками современных российских мусульман, в должной мере не известна, у нас нет сведений об их трудах и сочинениях, посвященных данному вопросу. Катиб Челеби[1] утверждает, что в городе Сарае [некий] Рукн ад-Дин написал персоязычный комментарий к «Фусус аль-хикам». Аллаху известно лучше, но, вероятно, этим человеком является автор шарха на Сахих аль-Бухари под названием «Гараиб ан-навадир», умерший, по словам Катиба Челеби, в 783/1381 году. Исходя из этого, становится ясным, что произведения Ибн Араби были известны на территории Волги и Урала с восьмого века по хиджре.

Известными нам людьми, которые в недавние времена занимались учением Ибн Араби и некоторыми его произведениями, являются следующие:

1) Шейх Али Тунтари. Он был упомянут в 11 главе. Этот человек с удовольствием прочитал «аль-Футухат аль-маккийя» и многое из нее почерпнул. Его послание, написанное в виде ответа Алиаль-Кари, мы целиком процитировали в [своем труде] «Асар». Оно достойно прочтения;

2) Абд аль-Хабир Заки ад-Дин бин Абд аль-Ваххаб аль-Муслими. Он был имамом и мударрисом в городе Петропавловске, скончался в 1296/1879 году. Его полная биография приводится в «Асаре». Этот человек, выдающийся и достойнейший представитель российских мусульман и ученых Мавераннахра[2] своей эпохи, в одном из своих писем, написанных на арабском языке и адресованных достопочтенному Марджани[3], хвалит Ибн Араби следующим образом: «Великий Шейх и Прославленный Правдивец, Воспитатель мистиков, Опытнейший из мудрецов, шейх Мухйи ад-Дин Ибн Араби — да будет доволен им Аллах и да воскресит его в окружении своих любящих друзей — заявил в нескольких местах в “аль-Футухат” о содержании данного сочинения, что это блеск его яркого света, сияние его мистической тайны и что он обрушился с критикой на апологетов практического познания…»

А еще в одном месте Абд аль-Хабир пишет: «Начертанием этих букв не преследуется никакое другое намерение, кроме как получение бараката (благодати) от его праведных слов, и нет никакой другой цели в оформлении пунктуации, кроме облегчения и озарения очей тем, что они будут лицезреть эти драгоценные начертания, и приближаться к его духовности, и освещаться его великодушием — через проявление искренности и потребности в этой личности, обладающей чистым сердцем»;

3) Марджани. Шихаб ад-Дин бин Баха ад-Дин аль-Марджани, умер в 1306/1889 году, его полная биография содержится в «Асаре». Этот известный ученый своего столетия цитировал высказывания Ибн Араби в своих произведениях и каждый раз упоминал его с почтением. В биографии Ибн Араби, содержащейся в «Вафийят аль-аслаф», он восхваляет его таким образом: «Он — да одарит его Аллах Своей милостью — есть суть всего что мы видим, этот человек — квинтэссенция бытия, он океан истины и шариата, гордость познаний и пути; он из числа выдающихся духовных ученых, жемчужина великих божьих мистиков, утвердившихся в знаниях, знатоков Корана и сунны; он твердо стоит в науках рациональных и науках небесных; он возвысился в проявлении озарений и различных состояний» (1).[4];

4) Галимджан аль-Баруди. В его письме, написанном одному неизвестному человеку, имеются такие строки: «Когда я был молодым, иногда просматривал “Фусус” и некоторые другие произведения, которые хранились в библиотеке уважаемого муллы Салаха[5]. Хотя у Али аль-Кари, да простит его Аллах, имеется смелое высказывание [насчет этих книг], я восхищался ими. Каждый раз, как они попадались мне, я просматривал их с любовью, поскольку держал в уме слова Файрузабади, переданные в ”ад-Дурр аль-мухтар”:

“В его книгах имеется благодать — к тем, кто прилагает усилия [для их изучения] приходят озарения”. Любомудрие этого человека является подлинной философией. То есть он истинный мусульманин и истинный ученый. Я полагаю, что критика кое-каких его высказываний исходит от людей, которые либо плохо знакомы с ними, любо не уделяют достаточного внимания вопросам истинных тайн шариата, философии и духовных состояний. Наверное, он небезгрешен и у него могут быть ошибки. На мой взгляд, возражения шейх аль-ислама Ибн Таймийи и его последователей против подобных личностей безосновательны, — по-моему, в основе большей их части лежит неосведомленность в науке духовных состояний.

Наш Салах ад-Дин хазрат говорил о посещении могил Ибн Араби и Наблуси то же самое, что написано в сочинении “Аврак паришан”[6], однако оно не является доводом, ваш покорный слуга не смог получить пользы ни от одного из них. Но это уже другая история!»

***

Российских мусульман, занимавшихся трудами Ибн Араби, гораздо больше, чем было [здесь] упомянуто. К их числу относятся шейх Зайнуллах ар-Расули, Мухаммад Наджиб афанди Тунтари, Муса эфенди Джаруллах[7], Хади эфенди Атласи[8]. Одним из тех, кто познакомился с содержанием «аль-Фусус» посредством переводов на тюркский язык, согласно нашим сведениям, был Мухаммад-Шакир эфенди.

-----------------------------------------------------

[1] Мустафа бин Абдаллах, Хаджи Халифа или Катиб Челеби (1017–1068/1609–1657) — османский ученый, библиограф, историк, географ и писатель.

[2] Мавераннахр или Трансоксания — область в Центральной Азии.

[3] Шихаб ад-Дин Абу аль-Хасан Харун бин Бахаʼ ад-Дин бин Субхан бин Абд аль-Карим бин Абд ат-Тавваб бин Абд аль-Гани бин Абд аль-Куддус бин Йадаш бин Йадкар бин Умар аль-Казани аль-Марджани аль-Булгари (1818–1889) — татарский богослов, историк и просветитель. Автор «Китаб аль-Хикма аль-балига аль-джанийяфи шарх аль-‘акаид аль-ханафийя», «Хакк аль-ма‘рифа ва хусн аль-идрак», «Назурат аль-хакк фи фарадыят аль-‘ишаʼ ва ин лам йагиб аш-шафак» и множества других трудов по акыде, фикху и кораническим наукам.

[4] (1) Сам я не видел данный том «Вафийят аль-аслаф». Приведенные здесь высказывания мне прислал, переписав, уважаемый Шахар афанди Шараф из Казани. (Шахар Шараф (1879–1938) — преподаватель, писатель и историк. — Прим. перев.)

[5] Салах ад-Дин бин Исхак аль-Казани (ум. в 1292/1875 г.) — имам, мударрис и заведующий медресе «Касимийа» при 2-й Казанской мечети, в которой учился Г. Баруди.

[6] Вероятно, имеется в виду произведение турецкого литератора Намык Кемаля (ум. в 1888 г.).

[7] Муса Джаруллах Бигиев (1875–1949) — публицист, богослов, философ, с оригинальными религиозными взглядами, представитель джадидизма.

[8] Мухаммад-Хади Атласов (1876–1938) — историк, общественный деятель и педагог (1840–1888).

Из книги Ризаетдина Фахретдина "Ибн Араби" 1912 год

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0) Версия для печати

Добавить комментарий