Ибн Араби кратко и предельно ясно изложил свое вероубеждение в начале «аль-Футухат аль-маккийа». Бесспорно, оно основано не на стремлении следовать принципам, заявленным в книгах по каламу[1]; кредо веры шейха почерпнуто напрямую из благородного Корана.
Хотя его биографы сообщают о том, что в правовых вопросах он придерживался мазхаба Давуда Захири[2], это не соответствует действительности. Поскольку из многих его высказываний, содержащихся в «аль-Футухат», становится понятным, что он не следовал ни одному из мазхабов, но действовал согласно доводам, которые были в его глазах наиболее предпочтительными. [Разбирая] определенный вопрос, он приводил различные мнения ученых и муджтахидов, а затем выдвигал какое-либо предположение, противоречащее их точке зрения, чтобы со словами «подобное утверждаю и я» объявить о своем предпочтении именно его. В нескольких местах «аль-Футухат» он даже открыто заявляет, что не придерживается ни одного мазхаба.
С Ибн Хазмом и рады б меня увязать, только я не из тех, кто приучен кивать
На него, на кого ли другого под стать – только слову Корана сужденья скреплять,
Лишь Посланника весть, только мнение то, что едино для всех, – всё, что нужно мне знать.
Эти стихи могут служить доказательством того, что он не ограничивал себя какой-либо правовой школой. Тем не менее вполне возможно, что прежде он и руководствовался захиритским мазхабом. В любом случае изучение взглядов Ибн Араби на иджтихад[3] и таклид[4] показывает, что он не следовал ни одному из мазхабов. Его принципы зиждутся на основах шариата и философии, смешанной с тасаввуфом.
***
Мы рассмотрим воззрения Ибн Араби на те или иные проблемы, которые в большинстве случаев он ни с кем не разделял, распределив их на три главы: «практическую», «теоретическую» и «философскую». Источником же для этого нам послужит «аль-Футухат» – его последнее сочинение и квинтэссенция всех трудов. Пару раз мы воспользуемся и «Фусус аль-хикам». (1)[5] Все то, о чем мы здесь поведаем, уже давно известно европейцам, поэтому уже нет никакого смысла что-либо утаивать и скрывать.
[1] Калам – спекулятивная дисциплина, которая стремится дать догматам ислама рациональное толкование.
[2] Давуд бин Али аз-Захири (ум. 884) – основатель захиритского мазхаба.
[3] Иджтихад («усердствование») – деятельность богослова в вынесении правовых предписаний (фетв) и решении различных религиозных проблем, опираясь на аяты Корана, хадисы, кийас и иджма.
[4] Таклид («следование») – следование за религиозным авторитетом (как правило муджтахидом) в каком-либо вопросе.
[5] (1) Цитаты из «аль-Футухат» были отобраны из разных глав разных томов. Желающие сверить написанное нами с «аль-Футухат» должны иметь это в виду.
Из книги Ризаетдина Фахретдина «Ибн Араби» 1909 год
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: