Ибн Фадлан и диалог культур. В Казани открылся фестиваль мусульманского кино

Гости кинофестиваля

921 год, булгарский правитель Алмуш вместе со своими поданными страдает от бесчинств со стороны Хазарского каганата. Отбирают его дочь, насмехаются над народом. Тогда, уже будучи мусульманином, Алмуш принимает решение отправить в Багдад посольство с просьбой прислать в далёкий Булгар от имени халифа правоверных мусульманских наставников, факихов, а также строителей, которые помогли бы построить мечеть и соорудить крепость для защиты от хазар.

Именно с этих событий начинается повествование документально-художественного фильма «Ибн Фадлан», ставшего фильмом-открытием Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который стартовал в Казани. Работа была снята Издательским домом «Хузур» по заказу Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» и при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Режиссерами выступили Айназ Мухаметзянов (он занимался исторической частью фильма, и Рамис Назмиев (он отвечал за художественное наполнение картины). В основу фильма легли путевые заметки арабского дипломата Ахмеда ибн Фадлана, который в составе Багдадского посольства прибыл в Волжскую Булгарию с почетной миссией – помочь народу Булгарии принять ислам в качестве государственной религии. Путешественник описал свои наблюдения по маршруту следования, который пролегал через разные страны и длился почти целый год, полный тягот и опасностей.

Кадр из фильма

В картине чередуются документальное и художественно-постановочное повествование. В документальной части представлены интервью и комментарии экспертов, среди них – директор Государственного эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов, директор Института истории им.Ш.Марджани Радик Салихов, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Вячеслав Кулешов, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан Фаяз Хузин, директор Билярского историко-археологического и природного музея-заповедника Зуфар Шакиров. Исследователи и учены рассуждают о том, что стало предпосылкой обращения Алмуша к багдадскому халифу, почему Ибн Фадлан так настаивал на продолжении миссии их посольства и какую роль принятие ислама в далеком 922 году сыграло в развитии булгарской цивилизации и распространении ислама на землях Поволжья.

Фарид Мухаметшин

Художественная часть фильма состоит из постановочных игровых сцен с элементами реконструкций реалий 921-922 годов, где главными героями являются Ибн Фадлан, правитель булгар Алмуш-хан и их окружение. В съемках различных эпизодов, по словам режиссеров картины, приняло участие в совокупности более 300 актеров массовых сцен. В процессе производства картины было сшито более 100 исторических костюмов, изготовлено около 50 различных видов реквизита. Среди предметов вооружения были изготовлены мечи, щита, копья, доспехи.

Если говорить о географии проекта, то съемки фильма прошли в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, в Астраханской области, в Атнинском районе Республики Татарстан, а также в городах Бухара и Хива Республики Узбекистан. Также площадками для действия в картине были выбраны Эрмитаж, Государственный исторический музей РФ, Национальный музей РТ, фонд Марджани (г.Москва), Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник, Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник, Альметьевская картинная галерея.

Статуэтки кинофестиваля

Но вернёмся к повествованию… Халиф правоверный принимает решение удовлетворить просьбу булгарского правителя, и в 921 году из Багдада в землю Булгар отправляется посольство, главой религиозной миссии которого назначается Ахмед Ибн Фадлан. Путь, длиною почти в целый год, не обещал быть легким, но караван столкнулся не только с холодом и превратностями погоды, но и с врагами, которые хотели помешать завершению миссии. Через преодоление препятствий на своем пути авторы картины показывают саму сущность Ибн Фадлана, цель всей его жизни – донести учение пророка Мухаммада (мир ему), донести суть ислама до каждого человека, которого он встретит. И даже в пути, во время стоянок, он не упускал момента, чтобы рассказать местным жителям о Всевышнем, почитать им Коран и постараться приблизить к истинной вере.

Особое внимание привлекла фигура муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, который тоже принял участие в съемках картины и сыграл родственника Алмуша, военачальника. Зрители смогли своими глазами лицезреть, насколько хорошо муфтий владеет саблей: в картине он сражается с хазарами, пытаясь спасти от насильственного брака дочь булгарского правителя.

Рушан Аббясов

Завершается картина знаковым и, пожалуй, самым масштабным за время съемок событием, – зачитыванием послания халифа правоверных и принятием ислама народом Волжской Булгарии. Именно с этого момента и начинает свой отсчет история ислама на территории Поволжья и Татарстана в частности.

По словам режиссера картины Айназа Мухаметзянова, работа над этим проектам была очень интересная и сложная: за один год команда подготовила полноценный фильм, который был впервые презентован на торжественном праздновании 1100-летия принятия ислама в мае этого года. «Это наша история, наш выбор, благодаря которому мы являемся теми, кто мы есть. Наша цель была не развлечь зрителя, а окунуть его в историю, просветить. Поэтому и был выбран смешанный формат повествования», – рассказал Мухаметзянов.

Сложности в работе, по словам второго режиссера Рамиса Назмиева, заключались в том, как воссоздать такую далекую эпоху, как интерпретировать те источники, которые имеются. «Мы не знаем, какой был церемониал чтения письма, поэтому смотрели в разных источниках, какие у других тюркских народов церемонии принятия решений. Конструировали, воссоздавали. Для батальных сцен приглашали специального тренера каскадеров, который обучал наших актеров», – добавил Назмиев.

Съемочная группа “Ибн Фадлана”

Учитывая ажиотаж вокруг фильма «Ибн Фадлан», дирекция кинофестиваля приняла решение организовать дополнительные показы. Картину можно будет посмотреть 10 сентября в 19: в связи с большим количеством желающих его увидеть. Фильм-открытие фестиваля можно5 в о 2 и 6 залах кинотеатра «Синема 5».

«Важный посыл фестиваля – диалог»

Одновременно с презентацией фильма «Ибн Фадлан» на площадке кино-фестиваля состоялось его торжественное открытие. В торжестве приняли участие народный артист России, режиссер, председатель жюри Владимир Хотиненко, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева, первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Рушан Аббясов, глава Министерства культуры Татарстана Ирада Аюпова, исполнительный директор КМФМК Миляуша Айтуганова и другие официальные лица.

Аудитория

По мнению председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина, нынешний кинофорум проходит в особой атмосфере празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. В этой связи показательно, что фильмом-открытием фестиваля стала лента татарстанского режиссера Айназа Мухаметзянова «Ибн Фадлан», которая повествует о событиях тех дней. В своем выступлении Мухаметшин уделил особое внимание статусу Татарстана как региона, являющегося образцом взаимного уважения и добрососедских отношений.

«Мир и согласие, в котором живут представители различных национальностей (а их у нас 173), – результат системной работы, проводимой руководством республики с опорой на институты гражданского общества при поддержке населения. Убежден, проведение в древней и вечно молодой Казани столь значимых мероприятий, как фестиваль мусульманского кино, будет и впредь служить утверждению этих общечеловеческих ценностей, развитию и популяризации высокохудожественного кино, внесет весомый вклад в укрепление международных культурных связей», – резюмировал он.

Президент Казанского международного фестиваля мусульманского кино, председатель Духовного управления мусульман РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин прислал приветственную телеграмму в адрес кинофорума. От его имени гостей приветствовал Рушан Аббясов. «Важный посыл кинофестиваля – это диалог. Причем, диалог культур, традиций и, самое главное сегодня, – пропаганда духовной нравственности. Через призму кино, искусства важно распространять важные духовно-нравственные ценности», – убежден Аббясов.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика