921 год, булгарский правитель Алмуш вместе со своими поданными страдает от бесчинств со стороны Хазарского каганата. Отбирают его дочь, насмехаются над народом. Тогда, уже будучи мусульманином, Алмуш принимает решение отправить в Багдад посольство с просьбой прислать в далёкий Булгар от имени халифа правоверных мусульманских наставников, факихов, а также строителей, которые помогли бы построить мечеть и соорудить крепость для защиты от хазар.
Именно с этих событий начинается повествование документально-художественного фильма «Ибн Фадлан», ставшего фильмом-открытием Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который стартовал в Казани. Работа была снята Издательским домом «Хузур» по заказу Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» и при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Режиссерами выступили Айназ Мухаметзянов (он занимался исторической частью фильма, и Рамис Назмиев (он отвечал за художественное наполнение картины). В основу фильма легли путевые заметки арабского дипломата Ахмеда ибн Фадлана, который в составе Багдадского посольства прибыл в Волжскую Булгарию с почетной миссией – помочь народу Булгарии принять ислам в качестве государственной религии. Путешественник описал свои наблюдения по маршруту следования, который пролегал через разные страны и длился почти целый год, полный тягот и опасностей.
В картине чередуются документальное и художественно-постановочное повествование. В документальной части представлены интервью и комментарии экспертов, среди них – директор Государственного эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов, директор Института истории им.Ш.Марджани Радик Салихов, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Вячеслав Кулешов, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан Фаяз Хузин, директор Билярского историко-археологического и природного музея-заповедника Зуфар Шакиров. Исследователи и учены рассуждают о том, что стало предпосылкой обращения Алмуша к багдадскому халифу, почему Ибн Фадлан так настаивал на продолжении миссии их посольства и какую роль принятие ислама в далеком 922 году сыграло в развитии булгарской цивилизации и распространении ислама на землях Поволжья.
Художественная часть фильма состоит из постановочных игровых сцен с элементами реконструкций реалий 921-922 годов, где главными героями являются Ибн Фадлан, правитель булгар Алмуш-хан и их окружение. В съемках различных эпизодов, по словам режиссеров картины, приняло участие в совокупности более 300 актеров массовых сцен. В процессе производства картины было сшито более 100 исторических костюмов, изготовлено около 50 различных видов реквизита. Среди предметов вооружения были изготовлены мечи, щита, копья, доспехи.
Если говорить о географии проекта, то съемки фильма прошли в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, в Астраханской области, в Атнинском районе Республики Татарстан, а также в городах Бухара и Хива Республики Узбекистан. Также площадками для действия в картине были выбраны Эрмитаж, Государственный исторический музей РФ, Национальный музей РТ, фонд Марджани (г.Москва), Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник, Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник, Альметьевская картинная галерея.
Но вернёмся к повествованию… Халиф правоверный принимает решение удовлетворить просьбу булгарского правителя, и в 921 году из Багдада в землю Булгар отправляется посольство, главой религиозной миссии которого назначается Ахмед Ибн Фадлан. Путь, длиною почти в целый год, не обещал быть легким, но караван столкнулся не только с холодом и превратностями погоды, но и с врагами, которые хотели помешать завершению миссии. Через преодоление препятствий на своем пути авторы картины показывают саму сущность Ибн Фадлана, цель всей его жизни – донести учение пророка Мухаммада (мир ему), донести суть ислама до каждого человека, которого он встретит. И даже в пути, во время стоянок, он не упускал момента, чтобы рассказать местным жителям о Всевышнем, почитать им Коран и постараться приблизить к истинной вере.
Особое внимание привлекла фигура муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, который тоже принял участие в съемках картины и сыграл родственника Алмуша, военачальника. Зрители смогли своими глазами лицезреть, насколько хорошо муфтий владеет саблей: в картине он сражается с хазарами, пытаясь спасти от насильственного брака дочь булгарского правителя.
Завершается картина знаковым и, пожалуй, самым масштабным за время съемок событием, – зачитыванием послания халифа правоверных и принятием ислама народом Волжской Булгарии. Именно с этого момента и начинает свой отсчет история ислама на территории Поволжья и Татарстана в частности.
По словам режиссера картины Айназа Мухаметзянова, работа над этим проектам была очень интересная и сложная: за один год команда подготовила полноценный фильм, который был впервые презентован на торжественном праздновании 1100-летия принятия ислама в мае этого года. «Это наша история, наш выбор, благодаря которому мы являемся теми, кто мы есть. Наша цель была не развлечь зрителя, а окунуть его в историю, просветить. Поэтому и был выбран смешанный формат повествования», – рассказал Мухаметзянов.
Сложности в работе, по словам второго режиссера Рамиса Назмиева, заключались в том, как воссоздать такую далекую эпоху, как интерпретировать те источники, которые имеются. «Мы не знаем, какой был церемониал чтения письма, поэтому смотрели в разных источниках, какие у других тюркских народов церемонии принятия решений. Конструировали, воссоздавали. Для батальных сцен приглашали специального тренера каскадеров, который обучал наших актеров», – добавил Назмиев.
Учитывая ажиотаж вокруг фильма «Ибн Фадлан», дирекция кинофестиваля приняла решение организовать дополнительные показы. Картину можно будет посмотреть 10 сентября в 19: в связи с большим количеством желающих его увидеть. Фильм-открытие фестиваля можно5 в о 2 и 6 залах кинотеатра «Синема 5».
«Важный посыл фестиваля – диалог»
Одновременно с презентацией фильма «Ибн Фадлан» на площадке кино-фестиваля состоялось его торжественное открытие. В торжестве приняли участие народный артист России, режиссер, председатель жюри Владимир Хотиненко, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева, первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Рушан Аббясов, глава Министерства культуры Татарстана Ирада Аюпова, исполнительный директор КМФМК Миляуша Айтуганова и другие официальные лица.
По мнению председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина, нынешний кинофорум проходит в особой атмосфере празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. В этой связи показательно, что фильмом-открытием фестиваля стала лента татарстанского режиссера Айназа Мухаметзянова «Ибн Фадлан», которая повествует о событиях тех дней. В своем выступлении Мухаметшин уделил особое внимание статусу Татарстана как региона, являющегося образцом взаимного уважения и добрососедских отношений.
«Мир и согласие, в котором живут представители различных национальностей (а их у нас 173), – результат системной работы, проводимой руководством республики с опорой на институты гражданского общества при поддержке населения. Убежден, проведение в древней и вечно молодой Казани столь значимых мероприятий, как фестиваль мусульманского кино, будет и впредь служить утверждению этих общечеловеческих ценностей, развитию и популяризации высокохудожественного кино, внесет весомый вклад в укрепление международных культурных связей», – резюмировал он.
Президент Казанского международного фестиваля мусульманского кино, председатель Духовного управления мусульман РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин прислал приветственную телеграмму в адрес кинофорума. От его имени гостей приветствовал Рушан Аббясов. «Важный посыл кинофестиваля – это диалог. Причем, диалог культур, традиций и, самое главное сегодня, – пропаганда духовной нравственности. Через призму кино, искусства важно распространять важные духовно-нравственные ценности», – убежден Аббясов.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: