В последних числах месяца мухаррам в 846 году по хиджре (июнь 1442 года по григорианскому календарю) в городе Фес, на северо-востоке современного Марокко, появился на свет один из самых выдающихся исламских ученых средневековья – имам Ахмад Заррук.
Шихабуддин Абуль-Аббас Ахмад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Иса аль-Бурнуси аль-Фаси – это полное имя знаменитого ученого. А Заррук его называли потому, что так звали его деда со стороны матери. У него были голубые глаза, что в тех краях является редкостью. Чтобы подчеркнуть эту особенность, ему дали такое прозвище, которое перешло и к сыну, и к внуку.
Мальчик был круглым сиротой. Отец Ахмада умер за несколько месяцев до его рождения, а мама – спустя два дня после того, как он появился на свет. До десяти лет Ахмад был на попечении своей бабушки по линии отца, которая была образованной и благочестивой женщиной. Кроме заботы о внуке и его воспитании, она приложила много усилий, чтобы Ахмад получил хорошее образование. Именно благодаря бабушке мальчик уже в десять лет полностью выучил наизусть Коран.
Согласно воспоминаниям самого шейха Заррука, бабушка обучила его намазу уже в пятилетнем возрасте, отдала в начальную школу, рассказывала ему о жизни Пророка. Когда Ахмаду исполнилось 10 лет она умерла.
До шестнадцати лет Ахмад Заррук обучался в городской мечети аль-Каравин, в которой преподавали самые лучшие учителя и ученые города Фес. Он досконально изучил книги по маликитскому праву, толкованию Корана, хадисы и арабский язык.
Самыми любимыми его учителями были шейх аль-Кавари, имя которого Ахмад Заррук часто упоминает в своих книгах и шейх Мухаммад аз-Зайтуни.
В 875 году по хиджре Ахмад Заррук решает совершить хадж, возвращаясь из которого он на год остался в Египте с целью обучения у таких ученых: аль-Хафиз ас-Сахави, Нурруддин ас-Санхури, Абуль-Аббас аль-Хадрами.
Известно, что в 886 году по хиджре имам Ахмад Заррук решил переехать в город Мисрата, на северо-западе современной Ливии, где вскоре женился.
Спустя восемь лет, в 894 году решил вновь совершить хадж. Пришедши в Каир, он некоторое время преподавал в мечети аль-Азхар. Завершив хадж, имам Ахмад Заррук вернулся в Мисрата, где умер в 899 году по хиджре (1493 год по григорианскому календарю).
Шейх Ахмад Заррук написал много книг, которые вошли в сокровищницу исламского богословия, в первую очередь в области суфизма и фикха.
Его главной книгой по суфизму является «Каваид ат-тасаввуф». В ней он систематически изложил и обосновал главные принципы основного направления классической мусульманской философии. Достоинством книги является соединение научной глубины и доступности изложения в форме кратких афоризмов.
Его перу принадлежат книги с комментариями к сборникам Бухари и Муслима, фундаментальный научный труд по терминологии хадисов, а также он написал книгу с толкованиями имен Аллаха.
Шейх Абдуль-Хай аль-Каттани так написал об имаме Ахмаде Зарруке и его научных трудах: «Его речь в его книгах – это речь человека, который глубоко изучил науки и систематизировал их».
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: