Имам Джафар ас-Садик… авторитетный шиитско-суннитский богослов

В этой работе мы постараемся не затрагивать общеизвестные, лежащие на поверхности положения. Эта статья об имаме из числа табиинов, хашимитском шейхе Абу Абдулле Джафаре ас-Садике (араб. جعفر الصادق‎; 702 — 765, Медина). Любое изучение членов семьи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, требует строгой научной объективности. Мы постараемся придерживаться этого принципа при знакомстве с имамом Джафаром, которое мы разделили на несколько направлений: изучение родословной, обзор научных достижений и анализ реформ. Так же мы рассмотрим аспект духовности, ведь наш герой вел благочестивую жизнь, полную поклонения и духовного очищения.

В этой статье мы постараемся передать контекстуальный взгляд для лучшего понимания личности этого выдающегося имама, в том смысле, что мы всегда будем возвращаться к условиям того места и того времени, в которых жил Джафар ас-Садик. Мы будем рассматривать события, происходившие в то время, и попытаемся увидеть в них этого имама как одного из представителей общего числа предводителей Уммы. Будучи в первых рядах этого сообщества, он, да будет доволен им Аллах, дышал воздухом своего времени (эпохи табиинов) и был отражением личности своего пространства (города Медины). Все его отличительные черты и особенности в той или иной мере все же были продиктованы той эпохой.

Больше всего мы озабочены тем, чтобы объять логику имама, его мышление и чтобы подобрать ключи к пониманию его личности. Мы считаем, что таким образом после прочтения этой статьи, читатель получит наиболее полезный опыт и знания. Мы хотим обозначить характерные черты той среды, в которой вырос имам Джафар, а также самые выдающиеся положения его научной жизни и наиболее знаменитые его взгляды на политические события.

Хорошее воспитание

Джафар ас-Садик вырос в семье образованных людей. Его отец – Мухаммад (известный как «аль-Бакир») ибн Али Зейн аль-Абидин (ум. 114 г. х.) ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб (ум. 40 г. х.). Таким образом, один из его предков – почтенный сподвижник, четвертый праведный халиф Али ибн Абу Талиб. Согласно имаму аз-Захаби (ум. 748 г. х.), дедушка Джафара ас-Садика Али Зейн аль-Абидин (ум. 95 г. х.) не застал битвы при Кербеле, в которой участвовал и погиб его отец аль-Хусейн (ум. 61 г. х.), «шахид Кербелы». После этого события Али Зейн аль-Абидин оставил политику и полностью посвятил себя поклонению и поиску знаний, из-за чего получил прозвище «ас-Сажжад» (тот, кто постоянно совершает земной поклон – прим. пер.) по причине частого совершения молитв.

Зейн аль-Абидин пользовался признанием и славой среди верующих по причине его знаний и благородства. О нем есть история, которую привел Ибн аль-Джаузи аль-Ханбалий (ум. 597 г. х.) в «аль-Мунтазам»[1], и звучит она так: «Как-то Хишам ибн Абдулмалик (ум. 125 г. х.), не будучи еще халифом, совершал хадж. После совершения тавафа он решил подойти к (черному) камню и поцеловать его, но не смог этого сделать (по причине большого скопления людей). Для него был установлен минбар, на которой он сел и стал смотреть в толпу. В это время подошел Али Зейн аль-Абидин ибн аль-Хусейн. Он совершил таваф и направился в сторону камня. При этом люди начали расступаться чтобы дать ему возможность приложиться к нему. Некий мужчина из Шама спросил: «Кто же этот человек, перед которым люди разошлись в почтительном страхе?». Хишам, опасаясь того, что, делегация из Шама захочет иметь дело с Али, ответил, что не знает этого мужчину. При всем этом присутствовал Аль-Фараздак[2] (ум. 114 г. х.), который, однако, признался, что знает этого человека. Делегат из Шама спросил: «Кто это, о Абу Фирас?». И он ответил:

Его знает вся Мекка с окрестностями ** И Дом Аллаха знает его, запретная его часть и разрешенная

Он – сын лучшего из людей ** Он – воплощение богобоязненности и благочестия

И твое незнание его не навредит ему ** Арабы знают кого ты отверг и не арабы

Не смотря на его высокое положение в обществе, имам Зейн аль-Абидин был известен совей скромностью и смирением. Аз-Захаби в «Тарих аль-Ислям»[3] пишет, что дедушка Джафара ас-Садика Зейн аль-Абидин никогда не прогонял людей с дороги, когда передвигался на своей муллице по улицам Медины, а говорил, что «дорога – общая, и не следует мне кого-либо с неё прогонять». Али Зейн аль-Абидин скончался, когда его внуку Джафару ас-Садику было 14 лет, и, следовательно, Джафар скорее всего успел поучиться у своего деда.

Джафар ас-Садик – ветвь благородного родословного древа пророчества, прекрасным образом выросшая в благоухающем саду Абу Бакра ас-Сыддыка (ум. 13 г. х.). Его отец Мухаммад аль-Бакир женился на Умм Фарва бинт аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сыддык (аль-Касим ум. 107 г. х.), и от неё у него родился сын Джафар ас-Садик, согласно Ибн аль-Джаузи в «аль-Мунтазам». Дедушка ас-Садика по линии матери – аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр. Он входит в число «Семи правоведов Медины»[4], людей, которые внесли наибольший вклад в науку и право в этом городе. Аль-Касим умер когда Джафару было 28 лет, и нет сомнений в том, что он перенял часть знаний от своего дедушки.

Таким образом, Джафар ас-Садик имеет благородную родословную, восходящую к Али ибн Абу Талибу со стороны отца и к Абу Бакру ас-Сыддыку со стороны матери. Это «счастливое совпадение» описывает аш-Шахрастани (ум. 548 г. х.) в «аль-Миляль ван-Нихаль»[5] следующим образом: «Со стороны отца он относится к пророческому древу, а со стороны матери к Абу Бакру ас-Сыддыку. Ложью является то, что приписывали ему некоторые сектанты, и он с ними никак не связан». Дядя Джафара со стороны матери – Абдурахман ибн аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сыддык (ум. 126 г. х.) так же, судя по описанию аз-Захаби в «Тарих аль-Ислям», один из крупных мединских ученых.

Линия правоверного предводительства

Джафар ас-Садик, являясь производной двух благородных родословных ветвей, имеет кровную связь с первыми двумя мужчинами, принявшими ислам от пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Это – Абу Бакр ас-Сыддык и Али ибн Абу Талиб. Аз-Захаби в «Сияр А’лям ан-Нубаля»[6] замечательнейшим образом описывает схождение двух возвышенных родословных в Джафаре ас-Садике. О нем он писал: «Потомок любимца пророка, да благословит его Аллах и приветствует, шахида аль-Хусейна, сына предводителя правоверных Абу аль-Хасана Али ибн Абу Талиба…, имам ас-Садик – шейх рода Бани Хашим…, его мать –Умм Фарва бинт аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр, а её мать – Асма бинт Абдурахман ибн Абу Бакр. Поэтому Джафар ас-Садик иногда говорил: «Абу Бакр ас-Сыддык два раза встречается в моей родословной!».

Отец нашего героя – Мухаммад аль-Бакир. Имам Ибн Кясир (ум. 774 г. х.) в «аль-Бидая ван-Нихая»[7] приводит следующую его биографию: «Благородный и уважаемый табиин, обладатель больших знаний и знатной родословной. Он прославился своим трудолюбием и поклонением. Его назвали «аль-Бакир» так как он умел очень точно извлекать мудрости и понимать науки». Передано от многих сподвижников и крупных табиинов, а также передал имам Суфьян ибн ‘Уяйна (ум 198 г. х.) слова его учителя Джафара ас-Садика о своем отце: «Мой отец был самым ревностным приверженцем сунны пророка».

Аз-Захаби как-то вынес суждение, что Аль-Бакир был подходящим кандидатом для вступления в должность халифа. Он писал: «Аль-Бакир был из тех, кто отлично разбирался и в науках, и в богословии, пользовался уважением и доверием среди людей, имел лидерские качества и ревностно исполнял религиозные предписания. Он отлично подходил на должность халифа». Аль-Бакир умер, когда его сыну Джафару было 34 года. От отца он перенял знания в области юриспруденции и хадисоведения, и к моменту гибели своего отца Джафар уже был одним из крупных ученых своего времени.

Если говорить о дяде Джафара Зейде ибн Али Зейн аль-Абидин (ум 122 г. х.), то он был его близким другом и ровесником. Зейд также учился у своего брата аль-Бакира после смерти их отца Зейн аль-Абидина. Как мы можем заметить, семью Джафара ас-Садика со всех сторон окружали мудрость и наука. Не удивительно, что Джафару было суждено стать предводителем табиинов и главным в ученой среде после того, как он перенял знания и набожность от своей семьи. Поэтому Аз-Захаби в «Тарих аль-Ислям» также указывает на соответствие качеств Джафара ас-Садика должности халифа. Он писал: «У Джафара, да будет доволен им Аллах, множество похвальных качеств. Халифом он мог бы стать по причине лидерских черт характера, высокого положения в обществе, уважения среди людей и глубоких знаний».

Новое течение

Те политические волнения, которые пережил халифат в конце правления династии Омейядов и начале упрочнения власти Аббасидов, никак не сказались на политических воззрениях Джафара ас-Садика. Он придерживался тех же позиций, что и большая часть ученых того времени. Эта политическая позиция или учение было далеким от вооруженных столкновений и конфликтов с властью, которые породили различные революционные группировки, ставившие во главу угла коренной перелом всех структур. Таким образом, позиции Джафара ас-Садика в отношении власти не отличались от тех, которые были присущи большей части ученых Медины того времени. Он отверг революцию и начал с двойным усилием работать над созданием сильной научной школы.

Чтобы лучше понять основы школы «политического благоразумия», в которую входила широкая прослойка суннитских ученых вместе с Джафаром ас-Садиком, нам нужно ненадолго остановится на потрясении, которое пережил мир ислама после мученической смерти имама аль-Хусейна ибн Али в битве при Кербеле в 61 г. х. Глубокая скорбь нависла тогда над крупными столицами ислама (Меккой, Мединой, Куфой и Басрой). Это событие, в совокупности с другими факторами, разожгло революционный огонь против Омейядов. Жители Медины, в лице благородных сподвижников и их сыновей, выступили против Язида ибн Муавии (ум. 64 г. х.) в 63 г. х. Их выступление стало причиной битвы при аль-Харре, что вылилось в осквернение Лучезарной Медины.

Затем в 64 г. х. в Ираке появилось движение «Джейш ат-Таввабин» под руководством благородного сподвижника Сулеймана ибн Сурада аль-Хуза’и (ум. 65 г. х.). Их главная цель – возмездие за кровь аль-Хусейна ибн Али. В то время существовал и другой конфликт между Омейядами и сторонниками знаменитого сподвижника Абдуллы ибн аз-Зубейра, который завершился мученической смертью последнего в 73 г. х. в ходе осады Мекки омейядской армией под предводительством аль-Хаджжаджа ибн Юсуфа ас-Сакафи (ум. 95 г. х.), который, кстати, использовал катапульту для победы в конфликте. После этого в 81 г. х. произошла «Революция богословов» во главе с омейядским военачальником Абдурахманом ибн аль-Ащ’асом аль-Кинди (ум. 84 г. х.). Выступающие потерпели сокрушительное поражение в битве при Дайр аль-Джамаджим в 83 г. х. Таким образом, все эти революции и выступления в конечном счете ни к чему не привели, несмотря на то, что их целью было возвращение Уммы к первоначальной присяге и политике совещательности и договоров.

Эти непрекращающиеся подавления восстаний и военные неудачи для всех сторон после смерти аль-Хусейна стали, таким образом, причиной обособления довольно широкого круга ученых в свое течение. Оно смотрело на вопросы политики с осторожность, недоверием и опасалось дальнейшего пролития крови мусульман. Вполне вероятно, что именно в образовании они видели путь к постепенным реформам взамен политики, тем более что несоответствие последствий выступлений тем усилиям и потерям, которые несли мусульмане, было очевидно. Также эта школа строила свои взгляды вокруг фундаментальной идеи «единства мусульман». О ней упоминал пророк Мухаммад, да будет доволен им Аллах, указывая на то, что такой концепт найдет свое воплощение в его внуке аль-Хасане ибн Али (ум. 49 г. х.). Этот период носит название «год единения», и случился он в 41 г. х.

Постепенные реформы

В действительности эта школа, к которой относились немалочисленные ученные из семьи пророка, разрослась, пустила корни и стала основой исламской мысли последующих веков. Несомненно, между повиновением насильственной власти и благоразумием в противостоянии ей проходит тонкая линия. Благоразумие заключается в сохранении высоких ценностей при объединении рядов, а потом уже в борьбе с притеснением. Такое противостояние должно основываться на сознательном обществе, способном добиться исправлений меньшими потерями. Джафар ас-Садик, как один из имамов Медины, не был сторонником авантюрных выступлений против власти, но в то же время он не был и абсолютным сторонником властей. Вместо этого он сделал ставку на образование как инструмент долгосрочных политических перемен. Аш-Шахрастани очень точно передал позицию Джафара в следующем предложении: «Пребывая в Медине он принес пользу людям, входящим в его окружение…, находясь в Ираке он даже и не думал стать имамом и ни разу не оспаривал позиции халифата».

Позиция Джафара ас-Садика выражалась в отрицании переворотов как пути политических перемен, и эта его позиция была чем-то распространенным нежели присущим только нашему герою, даже несмотря на то, что агитаторы были и в самом роде Хашимитов, к которому он относился. Поэтому он отказался выступать со своим дядей Зейдом ибн Али Зейн аль-Абидином, основателем Зейдитского мазхаба, в 122 г. х. в Куфе против омейядского халифа Хишама ибн Абдулмалика (ум. 125 г. х.).

Джафар также отказался принимать участие в мединском перевороте его кузена Мухаммада ибн Абуллы, известного под титулом «ан-Нафс аз-Закийя» (чистая душа – прим. пер.), в 145 г. х. против правления аль-Мансура аль-‘Аббаси (ум. 158 г. х.). Возможно одной из причин отказа было сомнение Джафара в соответствии качеств предводителя восстания должности халифа, к которой тот стремился. Джафар отказался присутствовать на собрании рода Хашимитов, посвященному присяге будущему халифу. К нему в то время обратился отец Мухаммада «ан-Нафс аз-Закия» с просьбой поприсутствовать на собрании, на что Джафар ответил: «Ты – шейх, и если бы ты захотел, то я присягнул тебе. Что же касается твоего сына, то клянусь Аллахом я не дам ему присягу и отговариваю тебя от этого». Эти слова передал Абу аль-Фарадж аль-Асфахани (ум. 356 г. х.) в «Макатиль ат-Талибийин»[8].

Аз-Захаби в «Тарих аль-Ислям» пишет об отношении Джфара ас-Садика к перевороту «ан-Нафс аз-Закия», указывая на то, что Джафар отговаривал всех своих родственников от участия в этом конфликте следующими словами: «Клянусь Аллахом, он (Мухаммад ибн Абдулла – прим. пер.) будет убит». Когда же переворот начал набирать обороты, Джафар ас-Садик удалился от смуты и переселился из Медины в её окрестности. По словам ат-Табари (ум. 310 г. х.) в его «Истории»[9], позиция Джафара в то время отличалась от позиций широкого круга ученых, участвовавших в восстаний.

«Вооруженные восстания против властей Джафар не любил также сильно, как и просто посещать правителей в совещательных целях. Можно сказать, что такое его поведение было следствием кровопролитных конфликтов между мусульманами. Эта позиция Джафара оставила глубокий след в умах мусульман как суннитов, так и шиитов на многие века вперед даже после того, как эти два направления обособились в отдельные течения».

Имам аш-Шафи’и указывает на схожесть взглядов Джафара ас-Садика, как одного из предводителей Медины, и благородного сподвижника Абдуллы ибн ‘Умара (ум. 73 г. х.), которого относят к основателям мединской школы неприменения насилия в отношении властей. Аш-Шафи’и в своей книге «аль-Умм»[10] писал следующее: «Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, молились вместе с теми, чьи действия в отношении правителей они не признавали. Нам передал Муслим (ибн Халид аз-Занджи, ум. 180 г. х.) от ибн Джурайджа (ум 151 г. х.) от Нафи’ (ум. 117 г. х.), что Абдулла ибн ‘Умар отдалился от сражения против ибн аз-Зубейра в долине Мина, и аль-Хаджжадж был там же. Затем он помолился вместе с аль-Хаджжаджем…, Сказал (аш-Шафи’и): «Нам передал Хатим от Джафара (ас-Садика) ибн Мухаммада (аль-Бакира) от его отца, что аль-Хасан и аль-Хусейн… молились за Марваном (ибн Хакямом, ум. 65 г. х.). Было спрошено: «А перечитывали ли они эти молитвы дома?» Ответ: «Нет, клянусь Аллахом, они не добавляли ничего к молитвам имамов».

Вооруженные восстания против властей Джафар не любил также сильно, как и просто посещать правителей в совещательных целях. Можно сказать, что такое его поведение было следствием кровопролитных конфликтов между мусульманами. Эта позиция Джафара оставила глубокий след в умах мусульман как суннитов, так и шиитов на многие века вперед даже после того, как эти два направления обособились в отдельные течения. Вместе с тем, Джафар был сторонником власти ученых-богословов, в противовес власти правителей как таковых, и эти его настроения были известны вплоть до века имама аль-Джувайни (ум. 478 г. х.), который выступал с защитой этих позиций. Аз-Захаби в «ас-Сияр» приводит следующие слова имама ас-Садика: «Ученые-богословы – поверенные посланников. Если вы заметите, что они полагаются на властителей, порицайте их действия».

Поэтому мы можем увидеть, что ученики и близкие к Джафару люди исповедовали его политические взгляды. Известно, что имам Абу Ханифа (ум. 150 г. х.), который был одним из учеников отца Джафара Мухаммада аль-Бакира, отказался от занятия должности верховного судьи в государстве Аббасидов и ничего от этого государства не брал. Эти настроения со временем только усиливались. В работах имама аль-Газали (ум. 505 г. х.) мы может найти критику действиям некоторых ученых его времени, которые часто посещали дворцы правителей. В «Ихья ‘Улюм ад-Дин»[11] он описывает их следующими словами: «Они полностью погрузились в вынесение фетв и посвятили себя вопросам власти, и она их поглотила. Они захотели власти и связей и изменили свои жизненные позиции став просящими. Ведь до того они были востребованы и сильны в своем отчуждении от властей, а теперь стали униженными в их принятии».

Отдаление от чрезмерности

Мы уже знаем, что Джафар ас-Садик был человеком знаний, духовной чистоты и благих реформ. Эти качества сделали его авторитетным источником научных знаний той эпохи. Вместе с тем они объясняют его борьбу с проявлениями всякого рода чрезмерности и радикализма. Приверженцы крайних воззрений выдумывали хадисы об ученых и предводителях дома пророка, а также и о Джафаре ас-Садике. Поэтому к своим ученикам он обращался со следующими словами: «Принимайте только те хадисы о нас, которые соответствуют букве Корана и Сунны». Эти слова приводит крупный шиитский богослов Абу аль-Касим аль-Хуи (ум. 1992 г.) в «Му’джам Риджаль аль-Хадис»[12].

Более того и крупнейший историк-энциклопедист Ибн Хальдун (ум. 808 г. х.) затронул эту тему в своей «истории» «аль-‘Ибар»[13]. Он писал, что «некоторые приверженцы крайних сект противоречили здравому смыслу и единобожию, когда приписывали божественные атрибуты имамам…, Али, да будет доволен им Аллах, сжег на костре тех, кто приписывал ему такие качества; Мухаммад ибн аль-Ханафия (ум. 81 г. х.) сильно разозлился на аль-Мухтара ибн Абу ‘Убайда ас-Сакафи (ум. 67 г. х.) за его похожую пропаганду, произнес слова проклятия в его адрес и объявил о своей непричастности к его словам. Так же поступил и Джафар ас-Садик с теми, кто приписывал ему слишком возвышенные качества».

На самом деле шиитские источники переполнены описаниями тягостей, которым подвергся Джафар ас-Садик от сектантов. Здесь мы оставим суннитские предания и рассмотрим авторитетные шиитские источники чтобы рассказать о том, как некоторые последователи Джафара обременяли своего учителя. В контексте раздражённости нашего героя в отношении некоторых радикалов, шиитский богослов аль-Кящщи (ум. 340 г. х.) приводит следующие слова Джафара: «Клянусь Аллахом, я не встречал человека, который был бы более мне покорным и запомнил больше моих слов чем Абдулла ибн Абу Я’фур (ум. 131 г. х.), да благословит его Аллах».

Абдулла ибн Абу Я’фур придерживался наиболее умеренных взглядов в противовес сектантам. Согласно аль-Кящщи он часто повторял следующие слова: «Воистину, имамы – благочестивые и набожные ученые». Он имел ввиду, что имамы из числа рода пророка были возвышенными людьми, но небыли при этом безгрешными. Вместе с тем, у Джафара ас-Садика был конфликт с сектой «аль-Хаттабия», которую возглавлял Абу аль-Хаттаб Мухаммад ибн Абу Зайнаб аль-Асади (ум. 138 г. х.). В своих воззрениях они доходили до то, что называли имамов из рода пророка сперва пророками, а затем божествами. Аль-Хафиз ибн Хаджар, ссылаясь на аль-Кящщи в «Лисан аль-Мизан»[14] приводит слова Джафара ас-Садика относительно этой секты: «Прибегаю к свидетельству Аллаха о том, что я не имею никакого отношения к тем, кто говорит, что мы (имамы – прим. пер.) – пророки».

Имам Джафар также понял, что сектанты являются причиной раскола единой Уммы по причине их лжи и чрезмерной любви к потомкам пророка. Это и побудило Джафара ас-Садика к выступлениям против них. Вместе с тем существует множество преданий, в которых он выражает глубокое почтение сподвижникам. Также поступал и его отец Мухаммад аль-Бакир. Имам Ибн аль-Джаузи в «аль-Мунтазам» передает об имаме Абу Ханифе, что тот встретился с имамом аль-Бакиром и спросил у него: «Что ты можешь сказать об Абу Бакре и ‘Умаре?». Он ответил: «Да смилуется Аллах над Абу Бакром и ‘Умаром!»

Шиитские богословы-реформаторы по сегодняшний день не перестают обращаться к преданиям об умеренной позиции имама-табиина Джафара ас-Садика. Например, худжат аль-ислям[15] Мухсин Кадивар написал книгу «аль-Кыраа аль-Мансия» для возрождения памяти о высказываниях передовых шиитских ученых. В труде он освятил их умеренный взгляд в отношении имамов как людей, обладающих знаниями и благочестием, но не более. Подобный подход мы находим у довольно большого числа современных шиитских богословов. В пример можно привести работы аятоллы Хусейна Мунтазыри (ум. 2009 г.), крупного шиитского ученого Хусейна Фадлюлла (ум. 2010 г.) и аятоллы Юсефа Саанеи.

Имам Джафар также понял, что сектанты являются причиной раскола единой Уммы по причине их лжи и чрезмерной любви к потомкам пророка. Это и побудило Джафара ас-Садика к выступлениям против них. Вместе с тем существует множество преданий, в которых он выражает глубокое почтение сподвижникам. Также поступал и его отец Мухаммад аль-Бакир. Имам Ибн аль-Джаузи в «аль-Мунтазам» передает об имаме Абу Ханифе, что тот встретился с имамом аль-Бакиром и спросил у него: «Что ты можешь сказать об Абу Бакре и ‘Умаре?». Он ответил: «Да смилуется Аллах над Абу Бакром и ‘Умаром!» Тогда Абу Ханифа сообщил ему, что в Ираке считают, что Мухаммад аль-Бакир отрекся от них двоих, на что аль-Бакир ответил: «Боже упаси! Соврал тот, кто сказал это обо мне. Все знают, что Али ибн Абу Талиб выдал замуж свою дочь Умм Кульсум от Фатимы, дочери посланника Аллаха, да благословит его Аллах приветствует, за ‘Умара ибн аль-Хаттаба. А её бабушка – Хадиджа, а дедушка – посланник Аллаха, да будет благословенен он и его род!»

Ибн аль-Джаузи передает, что ‘Урва ибн Абдулла аль-Куфи спросил своего учителя Джафара ас-Садика о дозволенности украшения мечей, на что тот ответил: «Нет в этом ничего предосудительного, ведь Абу Бакр ас-Сыддык (Правдивейший – прим. пер.) украсил свой меч». ‘Урва спросил: «Ты говоришь ас-Сыддык?!» После этого Джафар вскочил, повернулся в сторону Киблы и произнес: «Да, ас-Сыддык, да, ас-Сыддык, да, ас-Сыддык, и Аллах не будет считать правдивыми ни в этом мире, ни в следующем тех, кто не говорит ас-Сыддык в отношении Абу Бакра». В другом рассказе о Джафаре ас-Садике, который передал аз-Захаби в «Сияр А’лям ан-Нубаля», приводятся следующие его слова: «Я прошу заступничества Али только если Абу Бакр также за меня заступится, ведь он родил меня дважды (два раза встречается в моей родословной – прим. пер.)!»

Таким образом, основываясь на преданиях выше, можно понять, что Джафар ас-Садик вынашивал идеи политических и религиозных реформ. Последние заключались в недопущении осквернения шариатских норм сектантским дискурсом. Политические реформы были направлены на сохранение единства Уммы в особенности после провалов революционных движений его времени. Поэтому Джафар ас-Садик ограничился работой в сфере просвещения, культуры и религиозного очищения. Об этом нам сообщает его ученик имам Малик ибн Анас (ум. 179 г. х.), следующие слова которого приводит аль-Кады ‘Айяд аль-Малики (ум. 543 г. х.) в «Шифа бита’риф хукук аль-Мустафа»[16]: «Я не редко посещал Джафара ас-Садика, и каждый раз я заставал его только за тремя занятиями: молитвой, молчанием или чтением Корана. Он не говорил о том, что его не касается и был из числа богобоязненных рабов Аллаха».

Ученичество и шейхство

Джафар ас-Садик был одним из ученых предводителей мусульман своего времени. В своей жизни он встретил нескольких сподвижников, учился у табиинов и имамов Медины. Происходило это как в его странствованиях, так и в местах пребывания. Аз-Захаби в «ас-Сияр» пишет, что Джафар видел следующих сподвижников: Анаса ибн Малика (ум. 93 г. х.), Сахля ибн Са’да (ум. 91 г. х.), ‘Убейдуллу ибн Абу Рафи’, ‘Урву ибн аз-Зубейра (ум. 94 г. х.), ‘Ату ибн Абу Рабаха (ум. 114 г. х.). аль-Касима ибн Мухаммада, Нафи’ аль-‘Умари (ум. 117 г. х.), Мухаммада ибн аль-Мункядира (ум. 130 г. х.), аз-Зухри (ум. 124 г. х.), Муслима ибн Абу Марьяма и других. Аз-Захаби пишет: «Но богатым он был (в научном плане – прим. пер.) во многом только благодаря его отцу, и был он одним из именитых ученых Медины».

Эти слова аз-Захаби подтверждают, что политические воззрения Джафара были практическим применением позиций большинства ученых и правоведов Медины из числа табиинов. Эти настроения особенно укрепились после событий в аль-Харра в 63 г. х. Даже Мухаммад «ан-Нафс аз-Закийя», о ком мы уже говорили, не смог найти достаточного числа сторонников его революционного движения в лице мединских ученых в 145 г. х.

Что же касается тех, кто рассказывал о жизни Джафара ас-Садика, то, по словам аз-Захаби, они были крупнейшими учеными. Среди них Абу Ханифа, Малик ибн Анас, Абдулмалик ибн Джурайдж (ум. 151 г. х.) и его сын Муса аль-Кязым (ум. 183 г. х.), Суфьян ибн ‘Уяйна, Яхья аль-Каттан (ум. 198 г. х.) и другие. Ибн Насрулла аль-Куращи аль-Ханафи (ум. 775 г. х.) в «аль-Джавахир аль-Мудыйя фи табакат аль-Ханафия» пишет, что Абу Ханифа обращался к своему сверстнику Джафару ас-Садику с вопросами. Также поступали и другие крупные имамы».

Такие крупные ученые-имамы как Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи’и приводили мнения Джафара ас-Садика по вопросам исламского права. Это указывает на то, что его слова оказали влияние на становление личностей ученых-основоположников крупных мазхабов. Однако не стоит преувеличивать роль Джафара ас-Садика в этом деле, ведь эти имамы черпали свои знания и от других имамов-табиинов. Вместе с тем, правоведы на протяжении веков обращались к его теологическим заключениям в своих книгах.

К успешным ученикам Джафара ас-Садика можно также отнести авторитетного хадисоведа ад-Дыххакя ибн Мухалляда аль-Басри (ум. 212 г. х.), которого упоминает Якут аль-Хамави (ум. 626 г. х.) в «Му’джам аль-Удаба» следующими словами: «Знаток Корана, грамматист и имам-хадисовед. Он учился у Джафара ас-Садика, и от него передал аль-Бухари (ум. 256 г. х.) в его «Сахихе». Ученые сошлись на доверии ему».

Такие крупные ученые-имамы как Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи’и приводили мнения Джафара ас-Садика по вопросам исламского права. Это указывает на то, что его слова оказали влияние на становление личностей ученых-основоположников крупных мазхабов. Однако не стоит преувеличивать роль Джафара ас-Садика в этом деле, ведь эти имамы черпали свои знания и от других имамов-табиинов. Вместе с тем, правоведы на протяжении веков обращались к его теологическим заключениям в своих книгах. Абу Ханифа передал множество сообщений о Джафаре ас-Садике и опирался на них в своих заключениях. Ученик Абу Ханифы Абу Юсуф (ум. 182 г. х.) приводит в своем труде «аль-Асар» хадис с говорящей цепочкой передатчиков, в которой можно найти Джафара ас-Садика, сподвижников и табиинов, живших в Медине. Из этого можно сделать вывод о том, что Джафар был одним из типичных для того времени правоведов этого священного города.

Более того упомянутая цепочка не заканчивается на пророке, да благословит его Аллах и приветствует, а обрывается на сподвижнике. Использование такого рода хадисов признается легитимным среди всех четырех суннитских мазхабов, а так как до того сподвижника, на ком обрывается цепочка, в ряде передатчиков можно найти Джафара ас-Садика, это значит, что и сам Джафар не отвергал таких хадисов. Этот подход к выбору источников является еще одним доказательством того, что ас-Садик разделял взгляды с другими учеными-правоведами.

Большой авторитет

Что же касается имама Малика ибн Анаса, то Джафар ас-Садик был одним из самых знаменитых и знающих его наставников. Поэтому в его книгах мы можем найти множество упоминаний о его учителе, а также мнения ас-Садика. Цепочки вида «Передается от Малика от Джафара ибн Мухаммада от его отца» также не редко встречаются в работах имама Малика.

Более того, Малик перенял в том числе и качества Джафара ас-Садика: его молчаливость, спокойствие и особое отношение к пророческой традиции и хадисам. ‘Айяд в «аш-Шифа» пишет следующее: «Когда при Малике заходила речь о пророке, да будет доволен им Аллах, он менялся в цвете и склонялся, что беспокоило присутствующих при этом людей. Однажды у него спросили о его поведении, и он ответил: «Если бы вы видели то, что видел я, вы бы не порицали моего поведения,… я видел как Джафар ибн Мухаммад, будучи улыбчивым и веселым, желтел при упоминании пророка, да будет доволен им Аллах. Он также вел разговоры о божьем посланнике только находясь в состоянии омовения».

Имам аш-Шафи’и в его труде «аль-Умм» также не редко обращается к наследию Джафара ас-Садика через своего учителя Суфьяна ибн ‘Уяйны, который в свою очередь был знаменитым учеником имама Джафара. Тоже самое касается и имама Ахмада ибн Ханбаля (ум. 241 г. х.). В его труде «аль-Муснад» часто встречается упоминание Джафара ас-Садика. Ат-Тирмизи (ум. 279 г. х.) и ан-Насаи (ум. 303 г. х.) оба приводят мнения имама Джафара, как одного из крупных ученых-имамов, в своих авторитетных сборниках хадисов «ас-Сунан». Ат-Тирмизи, например, пишет: «Так поступало большинство обладателей знаний из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в их числе: Джафар ибн Мухаммад, Суфьян ас-Саури, ибн аль-Мубарак, ащ-Щафи’и, Ахмад и Исхак. Они считали, что голову нужно протирать только один раз (при совершении омовения – прим. пер.)». Ат-Тирмизи также передает следующие слова Суфьяна ибн ‘Уяйны: «Я спросил у Джафара ибн Мухаммада о том, нужно ли протирать голову только один раз. Он ответил: «Да, клянусь Аллахом».

Более того, мы можем встретить в работах имама Ибн Таймийи (ум. 728 г. х.) обращения к некоторым правоведческим взглядам Джафара ас-Садика и его отца Мухаммада аль-Бакира, при чем зачастую Ибн Таймийя предпочитает их мнения другим. Например, в главе о ритуальном очищении в его книге «Маджму’ аль-Фатава»[17] можно найти слова о том, что взгляды Джафар ас-Садика более точны как довод, а также его имя в работах Ибн Таймийи встречается наряду с другими крупными учеными такими как имамы четырёх суннитских мазхабов.

Однако не только имамы четырех мазхабов считали Джафара ас-Садика авторитетным ученым. К нему обращались также и ученые-захириты. Например, у наиболее знаменитого такого ученого Ибн Хазма аль-Андалуси (ум. 456 г. х.) в его книге «аль-Мухалля»[18] можно встретить следующие слова: «Передается от Суфьяна ибн ‘Уяйны от Джафара ибн Мухаммада от его отца: «Усман, находясь в долине Мина, заболел. Пришел Али и сказал ему: «Будешь ли ты молиться с людьми?» Он ответил: «Если вы хотите, я прочитаю с вами молитву посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах, то есть два ракаата». Ему ответили: «Нет, мы согласны только на молитву предводителя правоверных, то есть четыре ракаата». От этого Усман отказался».

Мудрые изречения

Джафару ас-Садику, по причине его знаний и благочестия, принадлежит множество мудрых высказываний и наставлений, проникающих до глубины души. Одно из таких изречений увековечил имам аз-Захаби в «ас-Сияр». Это слова Джафара направлены его сыну Мусе аль-Кязыму: «О сын мой! Богат тот, кто довольствуется своим уделом, а тот, кто смотрит на имущество другого, умрет бедным. Усомнился в божьем приговоре тот, кто не доволен своим достатком. Нужно уметь учиться на ошибках других, но если ты раскрыл чьи-то недостатки миру, то и твои промахи будут всем известны. Тот, кто несправедливо обнажил меч, от него и умрет, и тот, кто выкопает яму своему брату, будет сброшен в неё же. Кто поведется с глупцами, станет презренным, а кто вступит в круг ученых, станет почитаемым, и не следует даже приближаться ко злу.

О сын мой! Не задевай достоинства других людей, иначе сам станешь насмешкой для других. Не лезь в дела, которые тебя не касаются, иначе ты падешь по их причине униженным. Сын мой, говори правду и советуйся с близкими. Читай Коран, побуждай к миру и благим делам, пресекай злодеяния, не давай прерываться благим отношениям и помогай тем, кто просит. Остерегайся сплетен, ведь они – причина ненависти и злобы. Если ты ищешь великодушия, то тебе нужно найти его корни. Любые благие качества, как и все замечательные плоды, зарождаются в плодородной земле и имеют крепкие корни. Посещай добродетельных людей и сторонись грешников ведь они как скалы из которых не бьют ручьи, на которых не зеленеют деревья и на которых не растет трава».

Мудрые изречения имама Джафара – суть душевного развития личности, презирающей мнимые великолепия этого мира. В его речах мы можем найти попирание всякого рода религиозных споров. Такие его слова передал аз-Захаби в «Тарих аль-Ислям»: «Остерегайтесь религиозных споров, ведь они тревожат сердца и порождают лицемерие. Лучшая провизия – это богобоязненность, и нет ничего лучшего, чем молчание. Твой злейший враг – невежество, а худший недуг – ложь».

В завершении этого странствования по жизни имама Джафара ас-Садика, по его наследию, которое он оставил в интеллектуальной и духовной жизни мусульман, мы хотим привести цитату, которой закончил Шихаб ад-Дин аль-Карафи аль-Малики (ум. 684 г. х.) свой великий труд по исламскому праву под названием «аз-Захира». Он привел следующие слова имама Джафара: «Не все что имеется ввиду произносится, не все что говорится, говорится вовремя, и не все что говорится вовремя, говорится подходящим людям, и не все что произносится при подходящих людях, произносится при подходящих условиях, поэтому всегда старайся держать язык за зубами и будет у тебя все хорошо!»


[1]Аль-Мунтазам фи тарих аль-Мулюк валь-Умам (المنتظم في تاريخ الملوك والأمم) – исторический трактат, в котором автор описывает историю от начала света до 574 года хиджры.

[2] Хаммам ибн Галиб ибн Са’са’а ад-Дарими ат-Тамими, известный как аль-Фараздак, – арабский поэт эпохи Омейядов, родом из Басры. В своих стихах воспевал бедуинские идеалы и добродетели.

[3] Тарих аль-Ислям ва вафаят аль-Машахир валь-А’лям (تاريخ الإسلام ووفيات المشاهير والأعلام) – одна из крупнейших исторических энциклопедий исламской мысли, которая помимо исторических событий включает биографии выдающихся личностей.

[4] Титул семи мусульманских богословов, которые внесли наибольший вклад в передачу хадисов и вынесение фетв в Медине во втором веке хиджры.

[5] Китаб аль-Миляль ван-Нихаль (كتاب الملل و النحل) – труд Абу аль-Фатха аш-Шахрастани, в котором автор описывает различные религиозные и философские течения и секты.

[6] Сияр А’лям ан-Нубаля (سير أعلام النبلاء) – книга, являющаяся сокращенным вариантом фундаментального труда автора «Тарих аль-Ислям», в которую автор включил лишь биографии выдающихся личностей.

[7] Аль-Бидая ван-Нихая (البداية والنهاية) – возможно самая крупная историческая энциклопедия исламской мыли, описывающая события от начала сотворения небес и земли.

[8] Макатиль ат-Талибийин (مقاتل الطالبيين) – книга под авторством Али ибн аль-Хусейна ибн Мухаммада, известного как Абу аль-Фарадж аль-Асфахани, в которой автор описал потомков Абу Талиба, погибших по политическим причинам.

[9] Тарих ар-Русуль валь-Мулюк (تاريخ الرسل والملوك) – крупнейшая работа исламской историографии под авторством Мухаммада ибн Джарира ат-Табари. Известна под названием «Тарих ат-Табари» или «История». Является всеобщей историей, описывающей события от начала света до времени жизни автора (ок. 310 г. х.)

[10] Китаб аль-Умм (كتاب الأم) – книга под авторством Абу Абдаллы Мухаммада ибн Идриса ащ-Щафи’и. Считается одним из первых исчерпывающих сборников исламского права.

[11] Ихья ‘Улюм ад-Дин (إحياء علوم الدين) – фундаментальный труд Абу Хамида аль-Газали, первоначально охватывающий более 40 томов. Он посвящен принципам и практикам ислама и демонстрирует как они могут стать основой рефлективной жизни мусульманина.

[12] Му’джам Риджаль аль-Хадис (معجم رجال الحديث) – труд, представляющий собой энциклопедию с перечислением передатчиков хадисов с их биографией.

[13] Китаб аль-‘Ибар (كتاب العبر، وديوان المبتدأ والخبر في أيام العرب والعجم والبربر، ومن عاصرهم من ذوي السلطان الأكبر) – энциклопедический трактат по истории в семи томах. Его сокращенное название – «Тарих Ибн Хальдун».

[14] Лисан аль-Мизан (لسان الميزان) – труд Ибн Хаджара аль-‘Аскяляни, посвящённый вопросам хадисоведения и, в частности, передатчикам хадисов.

[15] Худжат аль-ислям (араб. حجة الإسلام‎ – довод ислама) – один из высших шиитских религиозных титулов.

[16] Щифа бита’риф хукук аль-Мустафа (الشفا بتعريف حقوق المصطفى) – возможно наиболее часто используемый и комментируемый труд о жизни пророка Мухаммада, о его качествах и чудесах.

[17] Маджму’ аль-Фатава (مجموع الفتاوى) – двадцатитомный сборник фетв имама Ибн Таймийи, касающихся вопросов вероубеждения, единобожия, юриспруденции, хадисоведения и тафсира.

[18] Аль-Мухалля (المحلى في شرح المجلى بالحجج والآثار) – труд, посвященный вопросам мусульманского права. Считается основным источником захиритского мазхаба.

Перевод: Кучуков А.И.

Автор: Мухаммад ас-Сайад

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий