Ислам и врачевание: как мусульманские лекари перевернули медицинскую науку

Здоровье – это аманат, которым наделил Всевышний Создатель каждого человека. И обязанность мусульманина – беречь дарованное ему здоровье, заботиться о своём психологическом, эмоциональном и физическом состоянии. А делать это можно по-разному: и ежедневные физические нагрузки, и профилактические осмотры и регулярные посещения врача, в том числе и в период болезни. Но задумывались ли вы о том, как появилась медицина, чьи научные изыскания позволяют нам сегодня определять причину недуга и назначить правильное лечение. Какую роль в этом сыграла арабо-мусульманская цивилизация? Почему «Канон» Ибн Сины (или Авиценны для европейцев) по сей день является настольным трудом для медиков по всему миру?

Выступая перед студентами Болгарской исламской академии старший преподаватель Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Акель Ясер постарался дать ответы на эти вопросы и более детально рассказал о становлении арабо-исламской медицины, о её истоках и о том, какое влияние она оказала на всю мировую медицину, историю, культуру и науку в целом.

Египет и древнее искусство врачевания

Стремительное расширение границ исламского халифата на Восток и Запад в ходе арабских завоеваний VII-VIII веков привело к включению в состав единого государства огромных по размерам территории Азии, Африки и Европы. В тот период были присоединены земли Леванта, Месопотамии, Персии, Кавказа, Средней Азии, Индии, Китая, Египта, Северной Африки и Пиренейского полуострова (современная территория Испании). Примечательно, что у этих народов имелись богатые, уходящие вглубь веков и тысячелетий, научные традиции. Многие представители подчинённых народов отличались богатейшим опытом в области градостроительства, астрономии, военно-инженерного дела и врачевания. Впоследствии именно медицинские знания арабов и народов с завоёванных земель наравне с наследием древнегреческих и римских учёных стали фундаментом, на котором выросло и получило развитие явление «арабо-исламская средневековая медицина».

«Древнейший народ, подаривший миру достаточно пространные медицинские сочинения, – египтяне. Жители древнего Египта обладали высоким уровнем знаний, который включал в себя многовековую традицию бальзамирования усопших и необходимость извлекать внутренности из трупов. Одновременно с этим не стоит забывать и о ежедневной огромной секционной практике, ведь плодородная почва оказала сильное влияние на разрастание и укрепление медицинского знания. Наивысший расцвет врачевание достигло в эпоху среднего – начало нового царства. Уже тогда египтянам была знакома хирургия: они проводили операции, чистые раны зашивались и фиксировались повязками, иные обрабатывались мёдом и травами; была освоена методика диагностики беременности и распознавания пола плода (об этом в своих трудах писал арабский врач и биограф Ибн Айби Усабия); представляли функционирование сердечно-сосудистой системы», – отметил Акель Ясер.

Американский египтолог Эдвин Смит в своих трудах отмечал, что уже в то время египтяне обладали подробной информацией о строении некоторых частей человеческого тела, описывали строение головного мозга, сравнивая вид извилин с видом расплавленной меди, спинномозговой жидкости, сердца и сосудов, нижней челюсти, позвонков. Среди трудов древнеегипетских врачевателей можно даже найти детальные сведения по клиническому описанию некоторых заболеваний и методов лечения, в том числе через определение важнейших симптомов и степени их опасности. В основе этих трудов, отмечает Смит, лежит рациональный подход вместе с пониманием хода заболевания и влияния методов лечения на его исход.

Неудивительно, что египетское искусство врачевания произвело неизгладимое впечатление на соседние народы. Так, египетский врач был послан ко двору царя небольшой страны в Малой Азии, чтобы варить травы. Очень скоро весть об их мастерстве дошла до Древней Греции. Ещё Геродот отмечал узкую специализацию египетских врачевателей: «каждый врач лечит только один определённый недуг, а не несколько, и вся египетская страна полна врачей. Так, есть врачи по глазным болезням, болезням головы, зубов, чрева и внутренним болезням». Интерес к египетским врачевателям проявлял и Гиппократ, используя в своих научных изысканиях заимствования из древнеегипетского языка, упоминая опыт египетских и ливийских врачевателей, рекомендуя широко применять египетские лекарственные средства (особо квасцы и щелочную соду).

Подлинно глубокое влияние египетских врачебных традиций греческая медицина ощущает в эллинистическую эпоху, когда проходит смешение египетской и эллинской культур. В это время в Александрии формируется крупнейший научный центр, что, несомненно, оказало влияние на медицину.

«Появление такого центра значительно продвинуло медицину, поскольку теперь совершенно свободно можно было заниматься вскрытием, что соотносится с многовековыми египетскими обычаями извлекания внутренностей из усопших. Такая секционная практика дала мощный толчок развития анатомии и физиологии. В свою очередь труды Герофила и других медиков Александрийской школы оказали значительное влияние на Клавдия Галена, выдающегося представителя римской медицины. А уже он повлиял на развитие медицинской науки вплоть до нового времени. Именно эти теоретические основы медицины и внутреннего строения человеческого тела легли в основу трудов арабо-исламских учёных-врачей, обеспечив преемственность и дальнейшее развитие медицинских знаний», – пояснил лектор.

Гуморальная теория темперамента

Другим ключевым моментом стала гуморальная теория темперамента, лёгшая в основу основ арабо-исламской медицины. Согласно этой теории, предложенной Гиппократом и развитой Галеном, темперамент переводился как «смесь», а внутренний мир человека состоит из 4 основных элементов/стихий (огонь, воздух, земля и вода) и 4 соков/гуморов «кровь, лимфа, чёрная желчь и жёлтая». При этом каждый элемент имеет 2 качественные характеристики – холодный или тёплый, мокрый или сухой. Смесь этого в разных комбинациях и соотношениях составляет разность людей и вызывает либо болезнь, либо здоровье. Все последующие труды зиждутся на том, чтобы определить состояние и привести его в норму, сбалансировать.

По мнению Галена, характер человека и состояние его здоровья определяются темпераментом, то есть количественным соотношением элементов и соков друг к другу и их качественными характеристиками. Столетиями позже эта парадигма будет взята на вооружение средневековыми арабо-исламскими учёными в качестве теоретической, незыблемой базы. Это теме будут посвящены целые трактаты и отдельные главы в энциклопедических трудах. Так, Ибн Сина в «Каноне врачебной науки» гуморальной теории посвятил главы «Об элементах» и «О соках». Учитель Ибн Сины этой теме посвятил «Книгу о стихиях тела», «Книгу о гуморах», «Книгу о темпераменте».

Медицина и Законы Хаммурапи

В Месопотамии искусство врачевания было отдано на попечение властителей, труд врачей строго регламентировался законом, а каждая ошибка каралась. Согласно Законам Хаммурапи, хирург, допустивший ошибку, пользуясь бронзовым скальпелем, карается отсечением руки; в случае если за свои услуги он получит сумму, превышающую заслуженную, то карается тюрьмой.

«Вавилонские врачи хорошо знали анатомию, а в лечение следовали 3 направлениям – лечение назиданием (профилактика), лечение растительными, животными и минеральными лекарствами после поставленного диагноза (натуральная) и лечение магией и оберегами (душевная медицина). В Ассирии были медицинские школы, в которых обучением азам врачевания занимались опытные врачи, а медицинские знания (к примеру, описание симптомов болезни, способы их профилактики и лечения) фиксировались на глиняных таблицах в качестве учебных пособий», – подчеркнул Ясер.

Арабские племена имели эмпирический медицинский опыт

В свою очередь арабские племена Аравийского полуострова к моменту появления ислама имели собственный опыт врачевания, который носил эмпирический, опытный характер и основывался на использования лечебного эффекта различных степных и пустынных трав и растений. Помимо фитотерапии, арабы имели определённые познания в области анатомии и физиологии, в том числе благодаря многовековым занятиям скотоводством. В силу того, что основным продуктом питания арабов было мясо, то, занимаясь постоянно вскрытием и разделкой туш домашних животных, они имели представление о взаиморасположении внутренних органов и их функциях.

Как же происходило знакомство арабов с эллинским и эллинистическим научным наследием? Во второй половине I века ислама стали появляется первые переводы древнегреческих медицинских трактатов, но они не носили массовый характер и не отличались большой точностью, т.к. древнегреческие тексты переводились сначала на арамейский/древнесирийский, и только потом на арабский язык. Неоднократный перевод медицинского текста с одного на другой язык приводил к искажениям первоначального смысла, что неприемлемо для медицины.

Научный прорыв в области медицины случился во время правления Аббасидского халифа аль-Мамуна (786-833), сына Харуна аль-Рашида. Он продолжил начатый дедом курс и стал искать научное знание в местах его происхождения.

«Бытует одна легенда, которая гласит, что аль-Мамун во сне увидел старика с белой бородой – Платона. Проснувшись, халиф задался целью изучить все труды древнегреческих философов и учёных. Для этого он связался с правителями Византии и попросил поделиться работами философов. Ему прислали труды Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида, Птолемея и многих других. Тогда халиф повелел учредить в Багдаде Дом Мудрости – Бейт Аль-Хикма, который в скором времени стал величайшим культурным институтом, возникшем после Александрийского. Халиф также для работы пригласил лучших переводчиков, а возглавил их Хунейн ибн Исхак, величайший человек в истории арабской культуры, бывший при этом христианином», – поделился спикер.

Интересно, что изначально среди переводчиков Дома Мудрости было мало мусульман, а больше христиан, особенно сирийцев. Это связано с тем, что они прекрасно владели греческим и арабским языками, поэтому могли сравнивать переводы и исключать ошибки. Переводческое движение сыграло ключевую роль в развитии исламской мысли времён золотого века ислама.

Хунейн ибн Исхак был представителем знаменитой на Востоке джундишапурской (или гундишапурской) медицинской школы, которая по праву считалась крупнейшим научным медицинским центром, хранившим и преумножавшим медицинское научное наследие Запада и Востока. Аббасидские халифы выбирали себе личных врачей из числа приверженцев джундишапурской школы. И так год за годом место халифского лекаря занимал сын предыдущего врача.

Создание собственных научных трудов

Арабо-мусульманское государство стремилось усвоить и адаптировать достижения покорённых стран. Среди основных задач в области передачи знаний стало создание переводческих центров. Благодаря переводам и распространению арабского языка появилась возможность распространения знаний на огромных пространствах арабо-мусульманского государства, что оказало особое влияние на мировое знание.

К 900 году на арабский язык были переведены все известные на тот момент труды Гиппократа и его последователя Галена, и исламские учёные приступили к созданию собственных произведений. В основу арабо-исламской медицины легли знания, почерпнутые учёными-врачами из 3 учёных – теоретические знания древних греков и римлян; богатое практическое наследие сирийских, месопотамских, персидских, египетских, индийских и среднеазиатских врачей; опыт арабских племён, кочевой образ жизни (лечебные травы и целебные растения). Также нельзя забывать об обретении арабским языком статуса языка межнационального общения, что стало толчком к бурному развитию, поскольку учёные могли общаться друг с другом, читать научные труды, обмениваться знаниями, научной и практической информацией, анализ разных подходов к проблемам здоровья человека и синтез новые методы профилактики и лечения болезней.

Опыт поколений и обобщённые знания из кочевой культуры арабских племён стали хорошим базисом для развития самостоятельного явления арабо-мусульманской медицины. В этом непростом деле особенно важна была поддержка аббасидских халифов, которые много средств вкладывали в науку, образование, медицину, строили больницы. Яркий тому пример – Абу Бакр Ар-Рази и бимаристан (именно так назывались в то время госпитали). Рассказывают, что при выборе места для строительства бимаристана, Ар-Рази по всему Багдаду сбрасывал кусок мяса в разных местах. Через сутки он вновь прошёлся по тем же местам, и там, где лучше всего сохранилось мясо, и был построен первый бимаристан.

По праву первым энциклопедическим трудом арабо-мусульманской цивилизации можно считать работу Абу Бакра Ар-Рази «Всеобъемлющая книга о медицине», где была предпринята попытка создать полноценную медицинскую энциклопедию. К сожалению, при жизни автора была издана только первая часть труда, а уже последователи Ар-Рази собрали все его бумаги и издали вместе с первой частью.

«Золотой век ислама породил целую плеяду учёных-врачей, оказавших серьёзное влияние на развитие исламский и мировой медицинской науки на протяжении многих веков. В их ряду особое место занимает Ибн Сина, которого при жизни величали «главой мудрецов», а его «Канон» вплоть до середины XIX века являлся основным учебным пособием во всех медицинских вузах Европы. Абуль Касим Аззахрауи, известный хирург и врач кордовского халифата, оставил после себя трактат, где он изобрёл огромное количество медицинских инструментов, проделал и описал много хирургических операций. Врач из Дамаска Ибн аль-Нафис был первым, кто за несколько сотен лет до Европы открыл малый и большой круги кровообращения», – отметил Акель Ясер. При этом, по словам спикера, важно понимать, что наследие учёных вобрало в себя весь медицинский опыт предшественников, их работы переводились на латынь и европейские языки, став обязательными учебными пособиями в медицинских школах и университетах. Всё это говорит о преемственности и непрерывности научных знаний.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика