Исламский мир: протоэлитные группы в квантовом бульоне революции

Шамиль Султанов
«Наилучшие» – это которые…?

«Элита» – дословно «наилучшие». Но, в каком отношении, в каком контексте, и с точки зрения кого именно «наилучшие»? Ведь не случайно, что сама логика языка требует отличать понятие «элита» от, например, близких по смыслу  выражений «высший  истеблишмент», «правящий класс», «верхние эшелоны власти», или еще чего-нибудь.

В рамках общей теории систем, элита должна определяться, прежде всего, в контексте своей базовой историко-социальной системы. Элита как «наилучшие» есть безусловное ядро живого, развивающегося  социума, которое, собственно, данное общество и делает системой. Потому  специализированные, узкопрофессиональные, отраслевые, территориально локализированные, только научные или  военные, криминальные, клановые и т.д. группы, даже будучи влиятельными и широко известными, собственно элитами как таковыми не являются.  Хотя их представители могут входить и входят в действительную элиту, в число «наилучших».

Истинная элита – «наилучшие» – это те, которые осознают себя именно как ядро определенной целостной  общности.  Действительная элита есть «наилучшие» как системное ядро всего данного национального или  наднационального, регионального или глобального социума.

«Наилучшие»  это не просто совокупность талантливых, действительно профессиональных, нравственно чистых, пассионарных людей. Элита возникает, самоосознает себя, институционализируется и развивается как элита по мере вызревания и совершенствования, как минимум, пяти своих основных атрибутов или качеств.

Во-первых, своего рода мистической точкой «сборки» элиты является система предельно высших ценностей, в своей совокупности отвечающих на наиболее драматические экзистенциальные  вопросы: кто  мы, кто я? откуда мы пришли? куда мы идем? в чем смысл нашей, моей  жизни? – и т.д.  И это не абстрактные ценности, а взаимообусловленные и взаимозависимые идеалы, которые и обуславливают особенности действительно элитарного мировосприятия, самосознания, мышления, поведения.

Эти высшие ценности и идеалы структурируются в контексте двух кардинально различающихся  направлениях.

С одной стороны, это внешнее,  внешняя действительность: ценности, связанные  с материальным – природа, народ, история, государство, культура, патриотизм, искусство, физический индивид и т.д.

С другой стороны, это внутреннее, внутренняя мистическая реальность:  ценности, идеалы, принципы, нормы, замыкающиеся, в конечном счете, на Бога, Абсолют, Божественное.

И эти два направления в метафизическом плане не могут быть объединены, смикшированы, растворены друг в друге.  Здесь нет и не может быть какого-то интеллектуального и нравственного компромисса, здесь только или-или: или, безусловно, доминирует принцип Божественного, подчиняя себе все остальное или  в центре мироощущения, мироосознания абсолютно доминирует внешний, трехмерный мир.

Но в любом случае,  ценностное ядро имеет для мировосприятия действительной элиты настолько выдающееся, предельное значение, по сравнению с которым даже драматическая  дилемма жизни и смерти отходит  на второй план. Как вдохновенно, словно поднявшись над банальной мизансценой мелкотравчатого времени, описал этот высший пограничный момент элитарной личности Эзра Паунд: «Если ты не готов умереть  за свои идеалы, то либо твои идеалы ничего не стоят, либо ты сам ничего не стоишь».

Потому-то вторым важнейшим качеством действительной, живой элиты является  безупречная  ответственность – за свою веру, свою культуру, свой народ,  свой социум, своих людей, за себя,   за свое прошлое и будущее. «Наилучшие»  абсолютно убеждены, что они, их сообщество, их народ не случайно появились на этом земном плане, что у них есть особая, уникальная  миссия, которая должна быть выполнена.

Действительная элита ответственна за раскрытие и формулирование такой миссии. Она ответственна за выживание и развитие своего социума перед лицом всегда нетривиальных  угроз, рисков и вызовов.  Эта предельная мера ответственности  требует особой креативности элиты. То есть, действительная элитарная ответственность всегда выступает именно как креативная  ответственность.  «Наилучшие» именно таким образом  ответственны перед Богом, поскольку Он каждый миг проявляет Себя как абсолютное творчество.

Третьим обязательным атрибутом истинной элиты является ее выдающаяся пассионарность, особая энергетика, которая выделяет и отличает  ее во все времена от остальной энтропийной массовидной биологической серости.  А потому казалось бы даже непохожие пассионарии совсем разных, часто внешне противоположных  элит находили близкие слова для экспрессии такой особой энергетики.

Максим  Горький:

«А вы по Земле  проживете

как черви  слепые живут.

Ни сказок про вас не расскажут,

Ни песен про вас не споют».





Или – Редьярд Киплинг:

«Несите бремя белых,

сумейте все стерпеть,

сумейте даже гордость

и стыд преодолеть».



Или:

«Пускай обыватели лают,

Нам слушать их бредни смешно.

Пускай континенты пылают,

А мы победим все равно».



Четвертое обязательное качество настоящей элиты – она осознанно является примером для подражания своего социума. Это крайне важно для выживания и развития такого сообщества. Ведь безусловное большинство людей живут не по конституциям и законам, нормам и правилам, которых они могут даже не знать. Абсолютное большинство людей двигаются в потоках очень сложной жизни, так или иначе, кому-то подражая.  Если они подражают животным, то это сообщество, рано или поздно, обязательно станет стадом скотов. Если  подражают  ворам, убийцам, проституткам, то превращается в аморальное, также обреченное быдло.

Социум тогда становится действительно человеческим обществом, если его элита осознает свой высший долг и сознательно служит примером для подражания остальным.

А потому, пятый неотъемлемый компонент действительной элиты – высочайшая нравственность, идеальный моральный императив, образ морально  безупречной личности, нравственный фундамент человеческих отношений и взаимодействий.  И ключевым основанием такого нравственного кодекса поведения является справедливость. Своим каждодневным поведением представители истинной элиты, вместе и по отдельности, постоянно подтверждают великую и одновременно простую истину: «Без справедливости любое государство, рано или поздно, превращается в шайку разбойников».

Наличие или отсутствие этих пяти качеств и позволяет ясно и четко ответить на ключевой вопрос: обладает ли данный социум,  данный народ,  данная цивилизация истинной элитой как своим ядром или нет?  Если не обладает, то тогда данное сообщество уже находится  в процессе объективной деградации и распада.

Принцип  «креативной  ответственности»  действительной элиты предполагает, что она не будет провозглашать себя «умом, совестью и честью эпохи».  Общество, народ, культура, цивилизация находятся внутри некой большей  системы – пространственной (природа)  или хронологической (тот или иной исторический цикл).  Следовательно, «креативная  ответственность» должна предполагать  умение, потенциал, способность действительной элиты гармонично взаимодействовать с метафизической Неизвестностью, которая всегда «здесь и сейчас».

Исторически самым эффективным способом для такого взаимодействия служило наличие контрэлиты, но не столько как политического инструмента, сколько как органического компонента живой, развивающейся элиты. Элита, особенно правящая элита, старается максимально все в своих взаимоотношениях с обществом, превратить в Знакомое с вполне благой целью – чтобы повысить эффективность социального управления. Но, если отсутствует  умная контрэлита, то постепенно возрастающая общая энтропия, рано или поздно, обязательно столкнет – лицом к лицу – в драматической точке эту большую социальную систему, ее выхолощенную и уставшую элиту с трагической, а возможно, и катастрофической  Неизвестностью.

Жизненный цикл действительной элиты закономерно связан с циклом данного социума.  Если обычный жизненный цикл народа составляет 300-350 лет, то эффективная или неэффективная элита этого социума способна или увеличить этот  срок жизнедеятельности или сократить его.

Продолжение следует


Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия – исламский мир»

Журнал "Изборский клуб", 2016 № 1

Автор: Шамиль Сультанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика