История муфтия Крыма, роль образования и мечети – в кинопрограмме, посвященной 1100-летию принятия ислама

В этом году Татарстан и вся Россия отмечает знаковую для российских мусульман и мировой мусульманской общественности дату – 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией. Более 300 мероприятий, приуроченных к этому событию, прошли по всей стране. Немало выставок, встреч, конференций и круглых столов еще предстоит до окончания года. Одним из таких мероприятий стала полноценная внеконкурсная программа в рамках Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который в эти дни проходит в Казани.

На суд зрителя были представлены работы российских и зарубежных режиссеров, которые в своих картинах старались показать важность получения достоверных религиозных знаний, рассказывали о жизни мусульман России и возрождении исламской культуры после многолетнего атеизма.

Судьба мечети Кул Шариф

Фильм Эльвиры Фархутдиновой «Кул Шариф. Возрождение» рассказывает о том, как и в каких условиях родилась идея и проходило строительство мечети Кул Шариф в казанском Кремле. Своими воспоминаниями об этом поделились известные историки, археологи, архитекторы и общественные деятели.

По словам создателей ленты, в картине речь идет не о воссоздании, а именно о возрождении исторической мечети. Если обратиться к истории, то мы узнаем, что на территории Казанского Кремля когда-то было 5 мечетей, но все они были разрушены. Изначально перед руководством Татарстана не было цели реконструировать один из старых мусульманских храмов, а было желание возродить на территории Кремля мечеть, которая станет символом возрождения исламской веры.

Созданный при участии Президентского фонда культурных инициатив, фильм стал первой полнометражной работой о знаковом культурном объекте Татарстана, который уже стал национальным символом и попал в списки «100 лучших мечетей мира», «100 лучших религиозных объектов мира».

Идея съемки фильма «Кул Шариф. Возрождение», по словам режиссера картины, возникла после установления тесных партнерских связей с Музеем исламской культуры, который в прошлом году организовал масштабную экспозицию, посвященную 25-летию закладки первого камня в строительстве мечети. Первые же интервью с участниками событий показали огромную историческую ценность их воспоминаний, которые создатели фильма посчитали важным собрать, систематизировать и оформить в документальный фильм.

В итоге получился не просто исторический фильм, рассказывающий об объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО и символе возрождения религии на землях Татарстана, но и живым свидетельством вклада тех людей, которые способствовали тому, чтобы в Кремле вновь звучал азан и совершался намаз.

«Каждый элемент здания, интерьера, пространства – продукт гения тех, кто принял участие в проекте, поэтому нужно сохранить их имена, их истории, чтобы Кул Шариф стал еще дороже и ценнее жителям республики, когда они узнают, сколько труда и усилий положено на создание это уникального в своем роде архитектурного и культового объекта. Это был особенный проект, когда ради общего дела собирается весь народ, и общественно значимое дело делается «всем миром». Это символ исторической справедливости и единства двух основных конфессий республики. Над его созданием бок о бок трудились люди разных вероисповеданий», – подчеркивают создатели картины.

Архаичные учебники или стремление дать своему народу образование?

Одним из наиболее интересных для аудитории казанского кинофестиваля стала картина узбекского режиссера Джахангира Касымова «Ибрат». Картина повествует об Исхокхоне Ибрате (настоящее имя – Исхокхон Тура Джунайдулло-ходжа оглы), обладателе уникального таланта, свободно говорящем на многих восточных и западных языках (всего порядка 40), одном из первых печатников в стране, посвятившего себя развитию страны.

Через весь фильм прослеживается желание Исхокхона Ибрата сделать свой народ образованным, избежав при этом кровопролитий и появления различных сект. По мнению узбекского просветителя, игра в личных интересах, а также необдуманные решения в результате приведут нацию к разрушительным войнам.

Родился главный герой, которого в фильме сыграл известный актер Фархад Махмудов, в 1862 году в кишлаке Туракургон, который находился недалеко от Намангана, в Кокандском ханстве. Получив достойное религиозное образование, Ибрат возвращается в родной кишлак, чтобы обучать здесь детей грамоте, давать, помимо важных религиозных знаний, и понимание светских наук (к примеру, химии, математики, географии). На собственные средства он открывает школу, которая значительно опередила существующие на тот момент другие классы, став новометодным образовательным учреждением.

Совершив в 1887 году хадж, Ибрат остается в Джидде, чтобы получить знания и повысить уровень владения иностранными языками. Именно со священных земель ислама он начинается свое долгое и полное новых открытий путешествие по странам и городам Европы и Азии. В путешествии он побывал в Иерусалиме и Дамаске, Стамбуле и Софие, Афинах и Риме, Багдаде и Тегеране, Исфахане и Ширазе. Объездив Иран и Афганистан, Исхокхон Ибрат заезжает в Индию и живет некоторое время в Бомбее и Калькутте. Оттуда он держит путь в Кашгар. За этот срок (путешествие заняло порядка 9 лет) узбекский просветитель в совершенстве овладевает хинди, урду, греческим, английским, турецким, арабским, персидским языками.

В 1896 году после длительного путешествия, которое длилось девять лет, Исхокхон Ибрат возвращается в родной кишлак. Благодаря обретенным бесценным знаниям он публикует словарь на шести языках «Лугати ситта-алсина». По сей день это единственный подобный труд. Именно этот словарь-пособие использовался во всех джадидтских школах для изучения русского, арабского, персидского и других языков.

Среди его произведений – история письменности «Джоме уль-хутут», «История Ферганы», «Языки Востока», «История культуры» и другие труды. Ибрат целью всей своей жизни считал распространение всеобщего образования для своего народа. К сожалению, в конце жизни судьба сыграла с ученым жестокую шутку – на склоне своих лет Ибрат был отправлен в ссылку…

Если говорить о самой картине, то съемки фильма проходили на территории Египта, Турции, Узбекистана. По словам исполнителя главной роли Фархада Махмудова, создатели картины пытались разобраться в жизни человека, который прошел по удивительным виткам истории, как он принимал происходящие события. «Он говорил на 46 языках, написал шестиязычный словарь. Конечно, мы не смогли впихнуть все аспекты в одну картину – пришлось бы целый сериал снимать. И так картина больше чем на два часа, так что некоторые события были опущены. Мы оставили основные вехи его жизни, деяний, но всего не расскажешь. Тем более что его жизнь по тем временам была очень длинной – он прожил более 70 лет», – рассказал актер.

Роль муфтия в жизни народа

Еще одной картиной, представленной в рамках программы, посвященной 1100-летию принятия ислама волжскими булгарами стал фильм, рассказывающий о деятельности Эмирали хаджи Аблаева на посту муфтия Республики Крым и города Симферополь, о его личном выборе в 2014 году и тому, как духовный лидер сплотил вокруг себя крымско-татарский народ.

«Муфтий. С молитвой на устах» режиссера Эльвины Меметовой представляет собой документально-художественный фильм о деятельности Духовного управления мусульман Крыма и работе муфтия Эмирали Аблаева на протяжении 23-х лет. Какой путь прошёл духовный лидер мусульман полуострова? На каком этапе строительство Большой Соборной мечети? Как преобразился Крым? Ответы на эти вопросы искала съемочная команда проекта.

Отец и лидер крымских мусульман, человек, голос которого слышен на российском уровне, но который никогда не откажет в помощи и всегда держит свое слово. Миротворец, пишущий историю, – таким видят муфтия герои фильма, среди которых представители региональной и федеральной власти, религиозные и общественные деятели, политические лидеры и историки.

Кадр из фильма "Муфтий. С молитвой на устах"

В непростой для Крыма момент именно муфтий остался со своим народом, стал оплотом веры в светлое будущее. По словам самого Эмирали Аблаева, духовный лидер не может оставаться лидером только в религиозной сфере, игнорируя остальные сферы жизни общества. Муфтий должен быть примером для своего народа во всем – семье, культуре, следовании предписаниям ислама и сохранения языка и культуры своего народа. Ведь именно религия позволяет сохранить нацию, а нация – религию. Эти два понятия всегда ходят рядом. Именно таким лидером для крымских татар стал нынешний муфтий Эмирали Аблаев, который буквально с нуля строил муфтият, возводил медресе и помогал своим единоверцам следовать верному пути.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика