Как должны одеваться мусульмане? или Хиджаб - это не только для женщин

В наши дни очень много внимания в СМИ уделяется требованиям ислама к женской одежде: необходимость покрывать голову платком объявляют вопиющим нарушением прав человека: что приводит к дискриминации мусульманок, которых мировое сообщество стремится освободить, то есть раздеть. В то же время сами строго соблюдающие мусульмане впадают в другие крайности, громко порицая мусульманок за каждый торчащий из под платка волос, запрещая цветную или просто удобную одежду. В то же время о требованиях ислама к одежде мужчин при этом говорится крайне редко. Поэтому давайте разберемся как все таки должны одеваться мусульмане и мусульманки и так ли сложны ограничения нашей религии.

Начнем с общих для мужчин и женщин положений ислама.

Одежда должна быть опрятной и красивой. Передается от Абдуллаха ибн Масуда, что Пророк (да боагословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не войдет в рай тот, в чьем сердце была хоть пылинка высокомерия", на что один из присутствовавших ответил: "Мужчина любит, чтобы его одежда была красивой и была красивой его обувь", тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Воистину, Аллах Прекрасен и любит прекрасное, а высокомерие – это отвержение истины и пренебрежение к людям" (Муслим). Это простое и очень мудрое предписание потому, что красиво одетый человек создает приятное впечатление, к нему тянутся люди, и сам по себе его аккуратный внешний вид является средством призыва к исламу.

Одежда не должна опускаться ниже щиколоток, потому что это создает опасность при ходьбе и является напрасным расходом ткани. Мухаммад (мир и милость ему от Аллаха) сказал: "Та часть изара, что ниже щиколоток - в огне" (Бухари). Во времена пророка чрезмерно длинные одежды носили богачи, чтобы показать свой высокий статус, сегодня это практикуется в свадебных нарядах, где за невестой тянется шлейф ее роскошного платья.

Одежда мусульман не должна быть похожей на одежду неверующих. Посланник Аллаха сказал: " Кто уподобляется каким-нибудь людям – тот из них" (Абу Дауд). Но одновременно одежда не должна слишком выделять человека на общем фоне. Пророк (мир и милость ему от Аллаха) сказал: "Кто надевает одежду, делающую его известным в этом мире, того Аллах облачит в Судный день в одеяние унижения" (Ахмад, Ибн Маджа). Поэтому, выбирая гардероб, стоит соблюдать золотую середину.

Сегодня в России можно увидеть религиозных женщин в черных платьях и длинных черных платках. Эта одежда уместна для жительниц арабских стран или Ирана, где она является традиционной, но в России она делает мусульманок похожими на православных монахинь, что порицается исламом. В то же время мужчины носят облегающие джинсы и футболки с крутыми надписями, мало того что они ни капли не отличаются от не мусульман, копируя их моду, так еще и обтягивают одеждой все части своего тела, что противоречит исламским предписаниям.

Хиджаб воспринимается как чисто женский стандарт одежды. Но действительно ли он не нужен мужчинам? Нужен, конечно, потому что слово "хиджаб" в переводе с арабского означает покрывало, а в покрывале нуждается и мужское тело. Только при молитве и в обществе посторонних людей покрывать мужчины обязаны меньшую поверхность тела, а именно, область от пупка до колен, их одеяние не должно быть облегающим и прозрачным. Поэтому плавки, короткие шорты, рваные джинсы и футболки при наклоне оголяющие живот и спину нельзя отнести к исламской одежде.

В отличие от женщин, мужчинам запрещен шелк. Пророк ( да хранит его Аллах и приветствует) сказал:" Золото и шелк разрешены для женщин моей общины и запрещены для мужчин" (Ахмад, Ан-Насаи, Ат-Тирмизи).

Но ислам предписывает не только скромность в одежде, он предписывает прежде всего скромность в поведении. Поэтому независимо от того, как одеты женщины, окружающие мужчину, он не смеет засматриваться на них. В Коране говорится: "Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них, Аллаху ведомо о том, что они творят" (сура Свет, 64). Увы в настоящее время мы наблюдаем обратную ситуацию, когда посторонние мужчины либо пытаются познакомиться на улице, либо пишут с той же целью в соцсетях, либо просто подходят и отчитывают чужую для них мусульманку за неправильный хиджаб или его отсутствие.

Для женщин хиджаб - это одеяние скрывающее все тело кроме лица и кистей рук, согласно ученым ханафитской школы женщинам дозволено оголять стопы. Имам Аль-Маргинани сказал: "Мужчине запрещено смотреть на тело женщины из немахрамов (то есть не из числа близких родственников), кроме ее лица и кистей рук ведь Всевышний сказал: "Женщины не должны являть своих красот, кроме того, что явно (Свет, 31). Также как и у мужчин, одежда женщин не должна быть облегающей или прозрачной, напоминать одежду мужчин или быть частью моды не мусульман.

Соблюдение этих правил не так уж трудно. Однако именно к женщинам в исламской общине предъявляются порой завышенные требования, порой те требования, которых и в исламе то нет.

К примеру, от религиозных людей можно услышать, что женщинам запрещено подчеркивать силуэт плеч или даже носить рукава, но подобных запретов нет в исламе. Часто мусульманок критикуют за ношение брюк, обвиняя в уподоблении мужчинам и ссылаясь на фетвы арабских ученых. Между тем, приводя какую-либо фетву стоит учитывать ситуацию относительно которой она была вынесена. Допустим жительницы стран Персидского залива действительно не надевают брюки, поэтому это можно назвать уподоблением мужчинам, причем западным, потому что местные носят длинную одежду не выделяющую ног. Платья мужчин и женщин отличаются больше цветом нежели покроем. И тут уже брюки являются уподоблением европейцам для обоих полов, а не только для женщин.
А что касается женщин в Пакистане и Средней Азии, то здесь брюки – элемент национальной одежды, которая имеет схожий покрой для мужчин и женщин, но расцветка зависит от пола. Более того в сборнике хадисов Сулейма ибн Кайса от сподвижника имама Али (да будет доволен им Аллах) приводится следующий рассказ:
«Как-то мы с Посланником Аллаха сидели в дождливую погоду на кладбище Баки. Там была женщина, ехавшая верхом на осле. Осёл споткнулся о камень, и женщина упала. Посланник Аллаха тут же отвернул лицо. Один из сподвижников сказал: „О Посланник Аллаха! Под чадрой этой женщины были штаны“. И Пророк сказал трижды: „О Аллах, прости тех женщин, которые носят штаны. О люди! Одевайте штаны, ибо штаны – лучшие из одежд, покрывающие вас, и пусть ваши женщины одевают штаны, выходя на улицу“» («Танбих аль-хаватир», т. 2, с. 78).
Поэтому применительно к регионам, где женские брюки являются привычной одеждой, их сложно назвать запретными, так как сами по себе они не уподобляют женщину мужчине, а также ни в хадисах, ни в аятах Корана нет слов запрещающих брюки, если поверх них надета длинная рубаха или платье и сами они не облегают ног.

В целом хадисы, которые запрещают мужчинам уподобляться женщинам, а женщинам уподобляться мужчинам, не стоит воспринимать слишком буквально. В каждой стране есть универсальные элементы одежды, которые могут носить представители обоих полов.
В Сахихе Аль-Бухари приводится хадис от сподвижницы Амины Умм Халид, которая сказала: "Пророку (мир ему и благословение) принесли черную рубаху и он спросил: "Как вы думаете на кого мы наденем эту рубаху?". Собравшиеся молчали, тогда он продолжил: "Приведите ко мне Умм Халид". Меня привели к пророку (да хранит его Аллах и приветствует) и он своими руками надел на меня эту рубаху".

Сегодня традиционная одежда мусульманских стран сильно отличается друг от друга. В Сахаре синей тканью укрывают свое лицо мужчины-туареги, а в Афганистане похожее покрывало традиционно для женщин, но все страны и народы объединяет одно – скромность в одежде и ее самобытность.

Автор: Динара Джалилова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика