Как Ибн Рушда обвинили в неверии за призыв к адекватности

Ранее мы рассказали о том, каким уважением Ибн Рушд пользовался во дворцах падишахов, правительственных кругах и у шакирдов Дар аль-фунун. Однако, как показывал и до сих пор показывает жизненный опыт, подобные счастье и удача являются лишь предтечей беды. Поэтому и для Ибн Рушда наступили темные и даже черные дни.

Как известно, в этом мире нет ничего печальнее, чем лицезрение правды, втоптанной в грязь, и научного знания, принесенного в жертву завистникам и недоброжелателям. Но увы, из-за человеческой злосчастности и ущербности в достижении добродетели, очень часто знание и ученость оказываются униженными и презираемыми полчищами невежд и подлецов. И то, что считается самым благословенным богатством, пропадает и гибнет, будучи погребенным под землю!..

Опыт демонстрирует, что великие личности, выделяющиеся своими знаниями и достоинствами, по какой-либо причине или совершенно безосновательно, имеют некоторое количество завистников. Поэтому и у Ибн Рушда были соперники, ревновавшие к его добродетелям. Они постоянно поджидали удобного случая и искали любые предлоги [,чтобы ему навредить]. Вместе со своими единомышленниками они составляли жалобы, которые посылались в высокие собрания, и распространяли среди простолюдинов измышления и клевету.

Йакуб аль-Мансур, получив бесчисленное множество жалоб на Ибн Рушда, собрал великих факихов, авторитетных судей, ученых города Кордовы и повелел провести исследование того, что ему приписывается, а также рассмотреть соответствие всех его высказываний очистительному шариату. Согласно сообщениям, Ибн Рушд и сам находился на данном собрании.

Правоведы, присутствовавшие на совещании, вынесли фетву о том, что учение Ибн Рушда представляет собой чистое неверие, и предали проклятию читателей его книг. Опираясь на это, падишах приказал объявить в соборной мечети: «Ибн Рушд вышел из ислама и оказался проклят!» После этого герой нашего повествования был выдворен из Кордовы и приговорен к ссылке в еврейский город Лусену[1] (*)[2]. Его собратом по несчастью стал ученый по имени Абу Абдаллах бин Ибрахим ас-Сули[3].

Внимания заслуживает следующий момент: книги, которые послужили причиной обвинения в неверии Ибн Рушда, Йакуб аль-Мансур читал в собственной библиотеке — искренне и добровольно получал от них пользу, словно увлеченный ученик, делающий уроки. А потому для того, чтобы вызвать ненависть по отношению к Ибн Рушду, его соперниками было выдумано множество измышлений. Его правдивые слова стали основой для ложных выводов. Из Кордовы вслед за ним были изгнаны его ученики и все имеющиеся там мудрецы. Книги философа обрекли на повсеместное изъятие и сожжение, одним словом, началась суматоха.

Таким образом, на Ибн Рушда обрушилась беда: знание и добродетель были унижены, редкостный ученый, служивший религии и науке, был принесен в жертву фанатизму.

Передается, что, когда он сидел перед входом в соборную мечеть Кордовы, люди, входящие и выходящие из нее, бросали ему в лицо: «Перед нами еретик, безбожник, атеист, его следует казнить». Аллаху известно лучше, но, наверное, это неправда. Ибо в соответствии с сообщением Ансари[4], после того как он [снова] обрел счастье, ему задавали вопрос «какая из ваших невзгод оказала на вас самое сильное воздействие?», он на него отвечал: «Случай в мечети Кордовы, куда мы с моим сыном Абдаллахом[5] зашли, чтобы совершить послеполуденную молитву, — несколько наглецов вывели нас оттуда». Будь верным первый риваят, наш философ, конечно же, упомянул бы его.

Говорят, что Ибн Рушд в дни невзгод нисколько не изменил себе: никому не жаловался, не перестал разъяснять свою точку зрения, а напротив, даже написал в это время несколько произведений.

Называют несколько самых разнообразных причин, повлекших злоключения этого философа. Возможно, все они соответствуют истине, а быть может, лишь одна из них. Арабский историк по имени Ансари пишет: «Один астролог того времени, ссылаясь на предписание Благородного Корана о гибели этого мира в определенный момент времени, стал утверждать скорое наступление Судного дня, определив даже точную дату, когда поднимется сильный ветер и наступит конец света. Из-за этого народ обуял великий страх. Власти же, собрав ученых Кордовы, обратились к ним за фетвой о том, следует ли верить словам этого астролога. Как раз в это время Ибн Рушд стал разъяснять, что возникновение ветра, способного уничтожить мир, не согласуется со знанием и наукой и что данное сообщение необходимо относить к числу фантазий и небылиц. После этого некто по имени шейх Абу Мухаммад Абд аль-Кабир[6] заявил: “Что же ты тогда скажешь о сообщениях Благородного Корана насчет племени Ад?.. И в них ты не будешь верить, называя их небылицами и говоря о невозможности этого с точки зрения науки?” На это Ибн Рушд ответил: “Вера в сообщение Благородного Корана — это наша религиозная обязанность, однако нынешняя проблема имеет отношение лишь к науке и философии и не связана с Кораном!” Соперники Ибн Рушда, [правильно] понимая смысл данного ответа, вопреки справедливости и совести, заострили внимание на его мнимой порочности и сказали: “Ах! Неужели ты до такой степени не веруешь в наличие всего этого в Благородном Коране, что даже заявляешь, будто данное событие касается лишь философии, а не Корана!” Так, в связи с этим Ибн Рушда объявили неверным.

Согласно одному преданию, группа завистников, подговорив нескольких своих учеников, подослала их к Ибн Рушду с расспросами о том, в чем заключается его философия. Ибн Рушд же, являясь одним из тех, кто рассматривает служение науке и знанию как благодеяние для своей души, был признателен им за любознательность и назначил дату и время своего ответа. В определенный час он отправился в Дар аль-Маариф, взошел на кафедру, расположенную на большой площади, и выступил с долгой и краснословной речью о своей философии. Он коснулся самых тонких вопросов, даже не помышляя о том, что это ловушка, подготовленная его соперниками, — считая себя находящимся среди шакирдов, влюбленных в знания и жаждущих обучению мудрости. Его враги записали все сказанное на бумагу, придавая некоторым его ясным высказываниям противоположный смысл (понимая при этом правду), и вручили падишаху Йакубу аль-Мансуру. После прочтения падишах произнес: “Этот человек не мусульманин!..” — и перестал проявлять к нему свою благосклонность, тем самым ввергнув нашего мудреца в унижение.

А согласно другим сообщениям, завистники Ибн Рушда в поисках средства понизить его авторитет обнаружили среди черновиков философа лист, на котором было написано предложение следующего содержания: “Бесспорно, что [планета] Венера является божеством!” Несмотря на то, что данная фраза представляла собой перевод высказывания одного из греческих философов, его враги предъявили ее падишаху, ссылаясь на собственноручное начертание Ибн Рушда. Падишах же вызвал его к себе и спросил: “Ах! Ты ли это написал?” И хотя Ибн Рушд ответил: “Нет!..”, правитель, не сумев побороть свой гнев, воскликнул: “Да проклянет Аллах написавшего эти слова!..” Вслед за падишахом проклятия произнесли и все присутствующие на собрании».



[1] Небольшой городок

Полная версия на сайте ИА IslamNews:https://islamnews.ru/news-kak-ibn-rushda-obvinili-v-neverii-za-prizyv-k-adekvatnosti

1- Небольшой городок, находящийся в южной части Испании (недалеко от Кордовы), населенный во времена Ибн Рушда преимущественно евреями.

[2] (*) Оригинал этого приговора, несмотря на все поиски, до сих пор не найден.

[3] Опечатка, правильно — аль-Усули. Абу Абдаллах Мухаммад бин Ибрахим аль-Махри аль-Усули (ум. в 612/1216 г.) — кади и факих.

[4] Абу Абдаллах Мухаммад бин Абд аль-Малик аль-Ансари аль-Авси (ум. в 703/1303 г.) — историк.

[5] Абу Мухаммад Абдаллах — второй сын Ибн Рушда, годы его жизни нам неизвестны. Первого же звали Ахмадом (ум. в 622/1225 г.), он занимался правом. Некоторые историки упоминают, что у Ибн Рушда был и третий сын, но его имени и даты смерти не приводят.

[6] Абу Мухаммад Абд аль-Кабир бин Мухаммад аль-Гафики (ум. в 616/1220 г.) — ученик и секретарь Ибн Рушда, перешедший в лагерь его противников из-за этого случая.

Ризаетдин Фахретдин. Из книги "Ибн Рушд".

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика