Как московские князья стали "царями"

Ордынский хан и русские князья. На голове хана символ царской власти – корона. Рисунок из древнерусской летописи

Ордынский хан и русские князья. На голове хана символ царской власти – корона. Рисунок из древнерусской летописи

Теги:



0
14 Сентября 2020г. (26 Мухаррам)

После того как монголы включили в состав своей империи русские княжества, это нашло отражение в древнерусских летописях, в которых хан-правитель Орды стал именоваться царем. В домонгольский и ордынский периоды правители русских земель именовались князьями.

Княжеская власть на Руси не была аналогом абсолютной монархии и ограничивалась ближним кругом князя – боярами и знатными дружинниками. «Князь решил и бояре приговорили (утвердили решение)», – такова была формула власти в тогдашней Руси. В лице же хана русские столкнулись с ничем не ограниченной абсолютной властью. Отсюда и появление понятия «цесарь/царь татарский» по отношению к монгольскому хану в русских летописях.

В русских исторических источниках это именование встречается особенно часто в связи с упоминанием о поездках русских князей в Орду с дипломатическими миссиями. Интересно, что в летописях выстраивалась следующая иерархия: высшей духовной властью считался византийский император и Константинопольский патриарх, высшей светской властью – ордынский хан. И лишь потом – Великий князь Владимирский, ярлык на княжение которому хан и выдавал. Дань, которую платили Орде, так и называли – «царев выход».

Принятая иерархия отношений находила свое отражение и в официальных документах той эпохи. В них власть ордынского хана называется «великой» и «достойной». Владения русских князей в летописях одновременно назывались «царевым улусом». Например, нападение литовского князя Ольгерда на русские земли описывается так: «Олгерд с своею братьею царев улус, а князя великого отчину испустошил». Все это свидетельствовало о том, что христианская Русь официально признает над собой власть иноверных владык.

Церковные иерархи подводили под это соответствующее идеологическое обоснование. Они декларировали, что нахождение в составе Орды было наказанием по воле Божьей за прегрешения. Однако когда власть ордынских ханов из-за междоусобиц стала ослабевать, и в конце концов ослабела настолько, что русские князья начали предпринимать попытки обособления, и на смену этой концепции пришла другая, которую продвигал ростовский архиепископ Вассиан Рыло.

Рило назвал Русь «новым Израилем» и по аналогии с Ветхозаветной историей о том, как Моисей вывел еврейский народ из плена несправедливого властителя – Фараона, призывал великого князя Московского Ивана III действовать таким же образом. «Аще убо сице покаемся, и такое же помилует ны милосердый Господь, и не только свободит и избавит яко же древле израильских людей от лютаго и гордаго фараона, нас же Новаго Израиля христианских людей от сего новаго фараона поганого Измаилова сына Ахмета, но нам и их поработит», – писал ему Вассиан в своем «послании на Угру».

Церковный деятель называет Ивана III «христианским царем», тем самым давая ему понять, что настала пора отделяться и брать власть в свои руки, ведь настоящим царем может быть только кто-то один. Вместе с тем, в сознании русских книжников укрепилась мысль о том, что Московское княжество «восприяло» свою власть от Орды. Квинтэссенцию этой идеи сформулировал тот же Рыло: «Победишь царя – сам царем станешь». Таким образом, когда внук Ивана III Иван Грозный, не являясь Чингизидом, принял на себя титул «царя», который ранее носили ордынские ханы, то по мысли российского правящего класса, это стало логическим завершением перехода власти от ордынских ханов к Рюриковичам.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика