Как мусульманам относиться к секуляризму

Рашид аль-Ганнуши

Размышления известного современного исламского лидера Рашида аль-Ганнуши, которому «арабская весна» позволила вернутся на родину и стать одним из архитекторов политического строя современного Туниса.

Проблема взаимоотношений между религией и государством является одной из важнейших проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня в Тунисе на этапе создания новой конституции и нового строя, стремясь к тому, чтобы этот строй был демократическим и уважал права человека.

Проблема эта сложная, и она неизбежно заставляет нас обратиться к теме отношений между исламом и секуляризмом. Находятся ли они в конфронтации и диаметрально расходятся или характеризуются взаимопроникновением? По сути, речь идет об отношении между исламом и властью, исламом и законом, и все эти проблемы далеко не просты. На первый взгляд, говоря о секуляризме и исламе, мы говорим о вещах самоочевидных. Однако возникает много неясностей и разночтений, когда выясняется, что существуют различные концепции секуляризма. То же можно сказать и об исламе в его реальных проявлениях: перед нами – несколько разных исламов, то есть несколько вариантов его понимания.

Секуляризм выглядит как некая философия, как плод философских размышлений о борьбе с идеалистическими и религиозными представлениями. Однако в реальности это не так, поскольку секуляризм возник и формировался на Западе для решения частных задач: это не столько философия или экзистенциальная теория, сколько набор процедурных мер, призванных решить проблемы, некогда возникшие в сердце Европы. Самую серьезную из этих проблем породило возникновение на Западе протестантизма, которое раскололо общество, до того жившее под властью католической Церкви, и привело к религиозным войнам XVIXVII вв. Так возник секуляризм.

Секуляризм появился как набор процедурных мер, призванных восстановить нарушенный религиозными конфликтами общественный консенсус. Отсюда вопрос: нужен ли нам секуляризм как набор процедурных мер? Пожалуй, важнейшей в нем следует считать идею нейтральности государства: оно должно быть нейтральным по отношению к религиям и не вмешиваться в религиозные убеждения людей. Государство есть сфера «общего», а религия – сфера «частного». Так выглядит общий итог принятых мер, однако отношения между государством и религией имеют неодинаковую конфигурацию. Так, в США религия со всей очевидностью вмешивается в общественные дела. Несмотря на разделение двух сфер, религия пользуется в стране большим влиянием: речи политиков насыщены религиозными формулировками, религия зримым образом присутствует в предвыборных кампаниях, в школах проводятся молитвы, обсуждается тема абортов в свете отношения религии к этому вопросу. Объясняется все это тем, что основателями Америки были иммигранты-евангелисты, бежавшие из Европы от религиозных преследований со стороны католической Церкви: на Америку они смотрели как на «землю обетованную», где осуществятся все мечты, согласно Ветхому и Новому Заветам.

В XIX в. французский мыслитель А. де Токвиль, отмечая могущество религии в Америке писал: «По приезде в Соединенные Штаты я больше всего был поражен религиозностью этой страны. Чем дольше я там жил, тем лучше понимал, какое глубокое влияние оказывает это новое для меня обстоятельство на политику». Иная ситуация наблюдается в Европе. Если в Америке в церковь ходит половина населения, то в Европе их доля не превышает и 5%. Что касается отношения государства к религии, то в Европе в этом плане налицо существенное различие между французской и англосаксонской моделями. Так, в Великобритании королева сосредотачивает в своих руках и земную, и религиозную власть. Для Франции же характерно полное и радикальное разделение этих властей: такое положение вещей сложилось здесь в результате конфликтов между государством, основанным революционерами, и католической Церковью.

Таким образом, даже в Европе мы видим перед собой различные модели секуляризма. Но наша тунисская элита находится под влиянием такой его модели, которая нетипична даже для Запада, а именно – французской модели, при которой религия полностью исключается из общественной сферы, а государство рассматривает себя как хранителя национальной идентичности. Согласно этой концепции, религия со всеми ее символами не должна вмешиваться в общественные дела. Именно поэтому Франция оказалась единственной европейской страной, в которой мусульманкам не разрешено носить головной платок (в госучереждениях) – нигде больше в Европе не возникало коллизий в связи с проблемой хиджаба. Перед нами – результат специфической, характерной именно для французской модификации секуляризма, напряженности в отношениях между государством и религией.

Пожалуй, важнейшим принципом, выработанным секуляристской теорией, является принцип нейтральности государства по отношению к религии. Согласно ему, государство выступает гарантом всех религиозных и политических свобод и не должно поддерживать ту или другую религию.

Автор: Рашид аль-Ганнуши

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика