ОДЕЖДА ПРОРОКА
Одежда – одно из благ жизни, к наслаждению которыми призывает Коран. Заповедуя облачаться в приличное платье при посещении мечети (7: 31), а значит и других общественных собраний, Всевышний вопрошает:
Кто же смеет объявить запретными
Украшения, явленные Богом рабам Своим?! (7: 32)
Однажды Пророк повстречал мусульманина в поношенном платье. Осведомившись, имеет ли тот достаток, и получив утвердительный ответ, он воскликнул: «Раз Бог облагодетельствовал кого-то из Своих рабов, значит, Ему угодно видеть на нем и признаки сего благоденствия!»
Именно в этом смысле порой истолковывают Божье наставление из айата 93: 11 – Дар Господень возглашай!
Объясняя вышеупомянутый айат 7: 31, Пророк увещевал: «Ешьте, пейте, одевайтесь и будьте щедрыми, но без расточительства и чванства!»
К соблюдению скромности в одежде он призывал и в ряде других случаев. Вместе с тем на вопрос, является ли проявлением высокомерия ношение нарядной одежды или обуви, Пророк ответил: «Нет, Воистину Бог красив и любит прекрасное!»
Ни Коран, ни Сунна не предусматривают каких-то особых ограничений по виду или качеству одежды. Единственное, что вменялось в обязанность, – содержать их в подобающей чистоте.
Правда, мужчинам запрещено облачаться в шелка и парчу. «Носящему шелк в этой жизни не носить его в жизни Той», – предупреждал Посланник Божий.
Всякий раз, когда в его собственном гардеробе появлялась новая одежда, Пророк придумывал ей наименование и возносил: «Благохваление Тебе, о Боже, облачившему меня в эту одежду! Даруй мне, Боже, от блага оной и благоназначения ее; охрани меня от зла сей и злоназначения ее!»
Если Посланник или кто-то из его товарищей встречали человека в обновке, они восклицали: «Живи, носи ее до сносу, Бог всевышний да возместит ее тебе!»
Придерживаясь своей общей установки о благословенности правой стороны, Пророк облачался в одежду или обувь начиная справа, а разоблачался – слева. Следовать этому правилу он учил и товарищей.
Как и жители Мекки и Медины, Посланник Божий одевался преимущественно в платье из хлопка, а иногда – из шерсти или льна. Доставляли такое обычно из соседнего Йемена, реже – из Дамаска или Египта.
«Облачайтесь в белое, ибо это один из лучших цветов», – наставлял Пророк. Вместе с тем сообщают о его привязанности к хибаре – одеянию с красными полосами. Ниже мы увидим, что он также носил красные, зеленые и черные цвета.
Согласно некоторым хадисам, Посланник Божий остерегал от окрашивания одежды в шафранные оттенки. Другие же свидетельствуют, что сам он любил желтые тона.
Пророк, как принято у арабов, носил имаму – чалму. В день взятия Мекки на нем была черная имама.
Его любимой одеждой являлась камис-рубаха. Камис Пророка был из хлопка, недлинным, с короткими рукавами.
Посланник Божий носил изар – полотнище, прикрывающее тело на уровне бедер. Его изар обычно доходил до середины голени. Временами он облачался в хуллю, платье-костюм, «Однажды, – вспоминал ал-Бара ибн Азиб, – я встретил Посланника в красной хулле. Так вот, в такой хулле никогда прежде не видал я никого красивее».
По пятницам и в дни Двух праздников – разговения и жертвоприношения – Пророк наряжался в плащ красного цвета. Посольства же он принимал в зеленом платье.
В ту эпоху шаровары надевали редко, и о ношении таковых Посланником Божьим свидетельства расходятся. Общепризнан лишь тот факт, что еще до хиджры он по случаю купил в Мекке шаровары. Айша рассказывала, как ему сшили черный шерстяной плащ бурду. Надев его, он поначалу выказал удовлетворение, но, вспотев и ощутив неприятный запах плаща, снял обнову и более не носил». Повествуют также, как однажды, во время Табукского похода, Пророк, облачившись в ромейскую (сирийскую) шерстяную джуббу-мантию, собрался заняться омовением-вуду. Но рукава джуббы оказались узкими настолько, что невозможно было высвободить рук для мытья, поэтому он ее снял и накинул на плечи.
Еще у него была джубба, отороченная парчой. Порой уточняют: в такой джуббе он выступал в поход на врага.
Как-то утром Пророк вышел из дому в Мечеть облаченным в верхнее одеяние мирт, сотканное из черной козьей шерсти.
Некоторые предания, говоря об одежде Посланника Божьего, упоминают хамису – квадратную накидку черного цвета с узором по краям. Сообщают, в частности, как однажды, облачившись в нее, он сотворил молитву о дожде.
Повествуя о смерти Пророка, мы отметили катыфу – накидку с бахромой, которую он обычно носил, подстилал под себя и которую опустили вместе с ним в могилу.
Из его обуви упоминаются туфли и сандалии. Пару туфель ему преподнес Дихйа аль-Кальби. Сообщают также о совершенно черных туфлях, полученных им в подарок от эфиопского Негуса. Пророк имел обыкновение обтирать их вместо омовения ног перед ритуальной молитвой.
У него были сандалии с двумя ремешками. Свое пристрастие к сандалиям из гладкой кожи Ибн-Умар объяснял тем, что Посланник Божий носил именно такие.
Отличавшая его скромность проявлялась также в одежде. По воспоминаниям домашних Пророка, он предпочитал платье из грубой шерсти, сам латал одежду и чинил сандалии. Кто-то рассказывал о встрече с Пророком, облаченным в две видавшие виды накидки (миляа), а однажды Айша показала грубые, залатанные изар и верхнее платье (киса), сообщив: «В них-то и почил Посланник Божий!»
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Стоит завести привычку облачаться именно в такие одежды ,какие носил Пророк (сас).