Как появились гастарбайтеры

После Второй мировой войны не только Германия, но и большая часть Европы лежала в руинах. США и СССР были каждый по-своему заинтересованы в ее послевоенном восстановлении. Американцы предложили европейцам свой «План Маршалла», в реализации которого Советский Союз и его союзники отказались участвовать. Таким образом он применялся лишь в Западной Европе.

Что касается Германии, то ее западная часть была оккупирована США, Великобританией и Францией, а восточная часть СССР. В 1948 году в западной части начались экономические и политические реформы и появилась Федеративная Республика Германии. Огромные объемы работ по восстановлению экономики требовали множества рабочих рук. В то же время власти Восточной Германии стали законодательно ограничивать перемещения проживавшего на ее территории немецкого населения в Западную Германию, и к 1955 году там стал ощущаться дефицит рабочих рук.

С целью обеспечения экономики работниками правительство Германии подписало договора о привлечении иностранных рабочих с Италией, Испанией и Грецией. Однако их все равно не хватало. Например, в 1960 году на почти полмиллиона вакансий на рынке труда имелось лишь чуть больше 150 тысяч претендентов. В условиях нарастающего дефицита рабочей силы правительство Германии заключило в 1961 году с Турцией договор о привлечении граждан этой страны на временные работы. Именно с того времени в немецком языке и в социуме прочно закрепилось слово «гастарбайтер» (»приглашенный рабочий»).

Для Турции с ее высокой безработицей это соглашение было выгодным. Поначалу оно предусматривало замену (ротацию) турецких рабочих после 2 лет пребывания в Германии, но уже в 1964 году это положение было отменено. Через десять лет, к 1971 году число турецких рабочих в Германии составляло 652 тысячи человек, а через двадцать лет после подписания соглашений – 1 миллион 546 тысяч человек. В основном они были заняты на «грязных» производствах в сталелитейной, химической промышленности.

Стоит отметить, что в найме турок были объективно заинтересованы крупные корпорации, так как гастарбайтерам можно было платить меньше, чем немцам, и это давало работодателям конкурентное преимущество в виде снижения себестоимости производства. К тому же турки работали на таких работах, на которых не соглашались трудиться местные жители.

Если поначалу и сами турки, и немцы были уверены, что трудовая миграция будет временной мерой и иностранные рабочие уедут из Германии, то к концу 70-х годов стало понятно, что массового отъезда на родину временных рабочих не предвидится. В Германии турки стали образовывать свою инфраструктуру и продолжали вести привычный им образ жизни. Во втором и третьем поколении потомки турецких трудовых мигрантов стали уже достаточно интегрированными в общество и немецким языком владеют лучше, чем турецким.

Серьезной проблемой на пути интеграции турок остается их дискриминация. В 1985 году вышла книга немецкого журналиста Гюнтера Вальрафа «Путь вниз», который в течение двух лет, выдавая себя за турка-эмигранта, испытал на себе все виды дискриминации, работая на металлургическом заводе компании «Тиссен» и сталкиваясь с произволом местных властей.

Турки, наряду с некоторыми другими национальными меньшинствами, сталкиваются с агрессией со стороны ультра-правых. Особенно сильно эта проблема обозначилась в 90-ые годы 20-го века, когда неонацисты совершили целый ряд преступлений против турок. По данным некоторых социологических опросов, значительная часть немцев выступает против предоставления туркам немецкого гражданства из-за их происхождения, а до 68% граждан ФРГ высказываются за то, чтобы мигранты вернулись к себе на родину. С другой стороны очень низкий уровень рождаемости в Германии заставляет власти страны поощрять трудовую миграцию.

На данный момент, по разным оценкам в Германии проживают 3-4 миллиона человек с турецкими этническими корнями, которые является самым многочисленным этническим меньшинством этой страны. Особенностью немецких граждан турецкого происхождения является их слабую вовлеченность в политическую деятельность в Германии. У них нет политических партий, которые бы представляли их интересы.

Как отмечают социологи, туркам сложно до конца интегрироваться в немецкое общество в силу больших различий в менталитетах. Это обстоятельство подтверждается и малым количеством смешанных браков. Тем более, что само немецкое общество все больше эмансипируется, отказываясь от устоявшихся социальных зависимостей, в том числе от создания семьи. Подтверждением тому стала информационная кампания против продекларированный канцлером ФРГ Ангелой Меркель в 2010 году политики мультикультурализма в Германии.

Конечно, высокий уровень жизни в Германии будет привлекать туда все новых мигрантов. Власти страны намерены переориентировать миграционные потоки внутри Европейского экономического союза, чтобы дефицит рабочих рук покрывался выходцами из стран Восточной Европы. Одновременно они воздвигают препятствия на пути получения гражданства для тех же турок. Хотя, по мнению экспертов, это вряд ли сможет полностью решить экономические проблемы страны, вызываемые нехваткой рабочих рук, участвующих в создании ВВП.

Будущее миграционной политики в Германии остается туманным. Поэтому не исключено, что для обеспечения экономического роста, властям еще придется вспомнить о прошлых заслугах турок в развитии этой страны.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика