Как религиозное неравенство повлияло на формирование самосознания татар

Мусульманские политические деятели-депутаты Госдумы Российской империи

Мусульманские политические деятели-депутаты Госдумы Российской империи

Теги:





4
05 Апреля

В Российской империи татары официально именовались «инородцами» и «иноверцами». Правительство не признавало свидетельств об окончании исламских духовных школ (медресе) и это закрывало татарской молодежи пути поступления в общеобразовательные учебные заведения, а, следовательно, и доступ к высшему образованию. Попытки создания светских школ пресекались. Все это мешало возникновению слоя образованных интеллектуалов и созданию национально ориентированной культуры. 

Дело дошло до того, что казанский губернатор заявлял: «Русское правительство открыто должно заявить, что в России нет и не может быть собственно татарской, а тем более мусульманской культуры, в широком смысле этого слова».*

Нарождавшаяся национальная буржуазия также сталкивалась с разного рода ограничениями своей деятельности: татарским предпринимателям, например, запрещалось приобретать недвижимое имущество в Средней Азии.

Сохранялось официально и миссионерская деятельность православной церкви среди «некрещенных инородцев». Обращения во властные органы представителей мусульманской общественности, деловых и религиозных кругов успеха не имели.

В тоже время не только в странах Запада, но и в считавшейся отсталой и дикой Османской империи после реформ первой половины 19 века все подданные султана получили равные гражданские права вне зависимости от вероисповедания. 

Со своей стороны как представители буржуазии, так и учащаяся молодежь – шакирды медресе, а также часть официальных исламских деятелей понимали, что необходимо предпринимать усилия для защиты своих интересов.

Осознание того факта, что их неравенство проистекает от их вероисповедания заставляло их искать общую платформу для объединения усилий для борьбы за свои права.

Одним из первых проявил инициативу известный татарский исламский деятель Абдуррашид Ибрагимов. Он высказал идею о создании политического объединения мусульман России, которую назвали «Иттифак аль-муслимин» (Союз мусульман). Созданная в августе 1905 года партия провозглашала единство всех мусульман России для «полного уравнения мусульман с населением русского государства во всех правах: политических, гражданских и религиозных».**

В связи с тем, что «Союз мусульман» не прошел процедуру регистрации для участия в выборах в Государственную Думу, было принято решение, что его активисты вступят в партии, официально участвующие в предвыборной кампании.

С апреля 1905 года начинается история мусульманской фракции в Государственной Думе – первого институционально оформленного политического представительства российских мусульман в системе власти в России.

В силу того, что население Туркестанского края и казахи были вскоре лишены избирательных прав, главными представителями интересов мусульман в тогдашней российской политике становятся татары. В стенах Думы им пришлось выдерживать жаркие словесные баталии и опровергать  обвинения представителей различных национал-шовинистических кругов в пантюркизме и панисламизме, активно отстаивая гражданские и политические права мусульманского населения империи.

Как заявил в одном из своих выступлений депутат от Казани Садри Максуди: «Формула «мусульманам не быть» не осуществится; я это говорю с глубоким убеждением. Силы, посягающие на наше бытие, встретят у нас такое неудержимое стремление к бытию, которое победит все препятствия, всякое давление и сила сопротивления будет развиваться пропорционально силе давления. Мы были, господа, мы есть и мы будем».***

Октябрьская революция в корне изменила политическое положение в России. В условиях всеобщей политизации общества при такой долгожданной, но неожиданно свалившейся свободе мусульманская – и прежде всего татарская – интеллигенция пыталась выработать единую позицию по отношению к происходящим политическим процессам. Ставший за годы работы в Думе заметным политиком Садри Максуди предпринял попытку создания Автономии тюрко-татар внутренней России и Сибири.

Однако ситуация сложилась не в пользу тех, кто ратовал за автономию. Пришедшие в ноябре 1917 года к власти большевики по-своему видели решение национальной проблемы. Склонные к  решению национальных вопросов в духе пролетарского интернационализма, они опирались на своих представителей, в том числе и среди мусульманских народов.

Исходя из теории классовой борьбы и принципов материализма, испытывая враждебность к религии («опиум для народа»), они сделали упор на конструирование новых социалистических наций и их языков, которые «имеют общую социалистическую Родину – СССР, общую экономическую базу – социалистическое хозяйство, общую социально-классовую структуру, общее мировоззрение – марксизм-ленинизм, общую цель – построение коммунизма».****

*(Амирханов Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале XX века. К. 2005.- С.50-51).

**(Айда А. Садри Максуди Арсал, М. 1996. С.51)

***(Айда А. Садри Максуди Арсал, М. 1996. С.292)

**** (Н. С. Хрущев. О Программе Коммунистической партии Советского Союза. М. 1961. стр. 10.)

Автор: Хасан Насретдинов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Рамил Дашкин 07 Апреля
Ответить

Давно уже всем ясно-Россия при любой власти, режиме и идеологии всегда будет фашистской!

Владимир 07 Апреля
Ответить

Спросите об этом уничтоженных христиан Малой Азии.

Садретдинов Рафаэль Амирович 07 Апреля
Ответить

не стоит так горячиться,и бросаться невзвешенными фразами Вы оглянитесь вокруг себя и выгляньте за забор, татар на Русси не притесняли более других народов включая русских,

Фарид 09 Апреля
Ответить

Как объяснить постоянное даже на уровне обучения в школах утверждение о татаро-монгольском иге русских ,неизвестно когда,если "просвещенные"творили такое в 20ом веке,да и сейчас далеко не ушли,когда лишают народов своего образования,языка а значит и культуры,т.е.не будет никого кроме какой то смеси "народов".