Как татары воевали за Русь

Ханская мечеть в Касимове. След давно ушедшей эпохи

Ханская мечеть в Касимове. След давно ушедшей эпохи

Теги:




1
08 Сентября (30 Мухаррам)

В истории возникновения и развития Московского государства есть очень увлекательные страницы, которые позволяют по-другому взглянуть на взаимодействие русских и татар.

Например, когда Великим князем Московским был Василий II "Темный" он, потерпев поражение от казанского хана Улу-Мухаммеда, попал к нему в плен. Согласившись выплатить ему огромный выкуп, князь выехал на Русь в сопровождении сыновей Улу-Мухаммеда Якуба и Касима, которые должны были контролировать сбор денег для выкупа.

Однако Василию удалось переманить Касима к себе на службу, в том числе и даровав ему в "кормление" город Звенигород. Таким образом он заполучил "своего" чингизида, что, учитывая борьбу за престол в Казани и в разваливающейся Золотой Орде, было совсем не лишним. Царевич Касим служил Василию и "за страх, и за совесть".

В 1446 году Василий был схвачен своим двоюродным братом Дмитрием Шемякой и ослеплен. Шемяка обвинял родственника в том числе и в том, что тот "любит татар и даёт им русские города на кормление, ...серебром и золотом христианским осыпает неверных, изнуряет народ податями".

Под давлением Василия заставили отказаться от прав на московский престол и поместили в Угличский монастырь, а затем в Вологду. Однако Касим разыскал его там и заверил в том, что поддержит в борьбе за московское княжение. Он помог Василию вернуть Москву и после этого со своими татарами сражался на стороне Василия с Дмитрием Шемякой. Последний в ходе агитации удельных князей и сбора войск против Василия утверждал: «Татарове изневолили нашу отчину Москву, и вы ми дайте на них помочь».

В ответ на это Василий II обвинял Шемяку в том, что он "...христианьство православное до конца губя» не платит дань хану Золотой Орды Сеид-Ахмеду.

В апреле 1449 года Шемяка потерпел поражение под Костромой от объединенной московской рати и татар во главе с царевичем Касимом. Войска Касима участвовали также в битве у города Галича, где засел Шемяка зимой 1450 года.

Примечательно, что будучи верными своей клятве служить московскому государю, татары также принимали участие в отражении нападений войск Золотой Орды в 149-1459 годах, в частности, в сражении на реке Битюг в 1450 году, где нанесли поражение ордынцам.

За верную службу царевич Касим был пожалован в 1452 году землями между Рязанью, Нижним Новгородом и Москвой, на которых возникло Касимовское ханство. К ним также были присоединены бывшие ордынские феодальный владения (бейлики) Кадом, Темников, Шацк, в которых проживали татары-мишари.

Касим пытался претендовать в 1467 году и на казанский престол. В этом своем стремлении он был поддержан великим князем московским Иваном III, но умер во время похода на Казань. Его сын Данияр участвовал в борьбе московского государства с ханом Большой Орды Ахматом, а его преемник на касимовском троне – Нур-Девлет, в войнах с "Ахматовыми детьми". Сатылган, сын Нур-Девлета, в 1491 году возглавил совместный поход русских, касимовских и казанских войск против степных улусов Большой Орды для поддержки действий войск крымского хана Менгли-Гирея.

Среди всех касимовских ханов наиболее известен Шах-Али, который, по свидетельству посла Священной Римской империи при московском великокняжеском дворе Сигизмунда Герберштейна, всегда находился по правую руку великого князя московского Василия III.

Шах-Али известен тем, что несколько раз при помощи русских великих князей занимал казанский престол, а также участвовал во всех походах на Казань, организованных Иваном IV.

Другой касимовский хан – Саин-Булат после крещения стал именоваться Симеоном Бекбулатовичем и в 1575 году стал по указанию Ивана Грозного Великим князем всея Руси.

Татары самым прямым образом сыграли значимую роль в укреплении власти великих князей московских на Руси, поддерживая великокняжескую династию в самые непростые периоды ее истории. Одному из них даже доверили, хоть и формально, великокняжеский престол.

Таким образом, вклад татар в создание Российского государства бесспорен и не подлежит сомнению.


Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Федя 10 Сентября
Ответить

История как небо каждый видит свое. Хорошо если тот кто говорит про историю хочет добра тем о ком история.