Как уберечь верующего от ложных образцов и ценностей

26-27 ноября 2021 г. в турецком городе Конья состоялась международная конференция по рассмотрению различных аспектов «ихтида». Это слово образовано от арабского же слова «хидаят», означающего осознанно избранный правильный путь согласно заповедям и законам Всевышнего. Поэтому «ихтида» означает осознанное возвращение к правильному пути – к покорности своему Создателю. Людей, возвратившихся в ислам от безверия, как и пришедших к исламу в результате мировоззренческих поисков, называют «мухтиди».

О прошедшем мероприятии, проведенном Управлением по делам религии Турции, ИА IslamNews рассказала одна из его участниц, кандидат педагогических наук, председатель правления Ассоциации психологической помощи мусульманам Ольга Павлова.

- Ольга Сергеевна, что это был за форум и каковы его цели?

- В конференции приняли участие 45 мухтиди из 13 стран мира, среди которых Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Россия, США, Франция, Япония. Мы работали в течение двух дней в нескольких секциях конференции. В докладах была представлена всесторонняя тематика, связанная как с самим процессом принятия ислама, так и с сопровождающими его аспектами. Как меняется жизнь мухтиди после принятия ислама? Как реагирует на эти изменения мухтиди и окружающие его люди? Как удается выстраивать свою религиозную и социальную жизнь, каким образом выстраивается просвещение новообращенных? Своими соображениями и пережитым опытом в этих и многих других вопросах, связанных с ихтида, участники из разных стран делились в ходе работы конференции.

- То есть затрагивались психологические аспекты неофитства?

- Данной теме была посвящена отдельная секция, где обсуждались состояния и проблемы, возникающие после возвращения на правильный путь, «ихтида», – это взаимоотношения с другими людьми, становление новой идентичности. Кроме этого, практически все докладчики затрагивали в своих выступлениях те или иные психологические аспекты принятия и изучения ислама.

- Как вы оказались среди приглашенных, и кто еще представлял Россию на конференции?

- Управление по делам религии Турецкой Республики издает много литературы на разных языках мира. Именно с издательской деятельности началось взаимодействие Ассоциации психологической помощи мусульманам с Диянетом. В 2020 году был издан перевод рукописи выдающегося мусульманского ученого Абу Юсуфа Исхака аль-Кинди «Даф аль-ахзан» («Как избавиться от печали»). Перевод рукописи, разрешение на издание которого на русском языке мы получили от наших турецких коллег, был опубликован в журнале «Ислам: личность и общество» и вызвал большой интерес среди мусульман России и ближнего зарубежья. Сейчас готовится переиздание трактата в виде отдельной книги. Видимо, наше сотрудничество и повлияло на приглашение меня на форум.

Среди участников было еще два делегата из России: муфтий Карелии Абдуль Азиз (Сергей) Дятко, член Совета Улемов ДУМ РФ Марьям (Елена) Ковалева.

- О чем был ваш доклад на съезде?

- В своем докладе я рассказала о психологических проблемах «мухтиди» с помощью подхода социальной идентичности, так как нередко именно поиск идентичности, значимой и сильной, приводит в ислам людей, которые не могут найти эту сильную идентичность в других источниках. Идентификация с группой имеет самые серьезные последствия для человека, а именно: он действует в соответствии с ценностями и нормами этой группы; члены группы оказывают влияние друг на друга; чем больше человек идентифицирует себя с группой, тем в большей степени он воспринимает себя, как похожего на других членов группы, сильнее переживает свою связь с другими членами группы. В социальной идентичности человек черпает смысл, цель и ценность своего существования.

Мусульманская идентичность становится для неофита той самой сильной базовой идентичностью, так как она на личностном уровне связана с верой во Всевышнего и носит мировоззренческий характер, а на социальном уровне отвечает за поддержку и взаимодействие с членами общины. Ожидаемая сплоченность новой социальной группы – мусульманского сообщества, или как говорят психологи, ее энтитативность, то есть восприятие группы как сильной, сплоченной, обладающей единством и согласованностью, часто является важнейшим, хотя не всегда осознаваемым фактором, мотивирующим на принятие ислама. Однако после эмоционального подъема на первом этапе новообратившийся начинает сталкиваться и с тем, что в его новой социальной группе другие, не религиозные социальные идентичности – прежде всего, этнические, могут входить в противоречие с его идентичностями.

- Как меняется социальная составляющая жизни неофита?

- На первом этапе новообратившийся ощущает себя частью большого дружного мусульманского мира, в котором, как ему представляется, все совсем не так, как в мире немусульман. Мусульманская идентичность становится доминирующим и интегрирующим началом. Нередко эта новая идентичность может вступать в конфликт с другими, в частности этнической, так как окружающие его издавна люди могут упрекать его, например, в «нерусскости», так как, по их убеждению, «русский не может быть мусульманином».

Но и сами новообращенные нередко противопоставляют два мира: мир мусульман и мир немусульман, «мы» и «они». Стремясь полностью интегрироваться в новом мусульманском сообществе, максимально осваивая свою тождественность мусульманам, они стремятся подчеркнуть свою сепарацию от немусульман и выражают это примерно так: «Невозможно занимать две стороны». Мир мусульман воспринимается ими некритически, как идеальный без недостатков, а весь остальной мир, включая их собственный прежний мир, кажется им лишенным положительной перспективы.

- Этакое черно-белое восприятие действительности…

- Именно так. Однако вопреки ожидаемому единству в исламе новообратившиеся встречают сложное, многокультурное, неоднородное сообщество единоверцев, так как мир мусульман состоит из большого множества различных сообществ: этнических, региональных, а также сторонников какой-то определенной идеи или парадигмы в рамках ислама.

Новообратившиеся мусульмане часто копируют в одежде и манере поведения представителей различных этнических мусульманских сообществ, ошибочно полагая, что это и является проявлением мусульманской идентичности. А сами этнические сообщества не всегда охотно открывают свои невидимые, но очень плотные границы для инородных мусульман.

Попытки женщин выйти замуж за «этнического» мусульманина часто оборачиваются сильнейшим разочарованием, так как этнорелигиозные сообщества либо совсем не допускают женщин другого этноса на роль жены, что оборачивается так называемыми «тайными» браками, либо вынуждают женщину полностью отказываться от своей этнической идентичности и полностью ассимилироваться в данном этносе с его специфическими традициями и правилами. Кроме того, в отсутствии родственников и опекуна (вали)-мусульманина, ее права часто нарушаются, так как некому эти права отстаивать и защищать.

Часто в ислам приходят активные, любознательные люди, которых характеризует высокий уровень образования, стремление к науке, целеустремленность; они хотят принести пользу умме и всему обществу в целом.

- Что же делать?

- Найти себя в новом сообществе единоверцев, но и не потерять себя в сообществе исхода! Во-первых, «ихтида» – это состояние, которое в психологии называется осознанностью, а в психологии религии – «внутренней религиозностью». Это не формальное принятие ислама, когда налицо только «внешняя религиозность», соблюдение внешних ритуалов при непонимании их смыслового значения, их целей, установленных Господом миров для исправления наших душ и приуготовления их к пребыванию в вечном Раю. Аллах дал нам эту жизнь как испытание, чтобы мы усваивали, понимали великое назначение этих целей и воплощали в своей земной жизни.

Однако немало тех, кто пришел к исламу недавно, искренне, но сам еще нуждается в поддержке братьев и сестер по вере. Важно развивать адаптационные программы для новообратившихся, в которых отвечать на их актуальные запросы, развивать психологическую и социальную поддержку.

Во-вторых, человек, осознанно пришедший к исполнению заповедей Всевышнего, никогда не будет осуждать и отталкивать от себя тех, кто только на пути к этому, а на пути к этому великое множество людей на разных ступенях познания, развития, самореализации.

Необходимо развивать возможности и потенциал интеграции, не противопоставляя идентичности разных людей, а объединяя, не разрушая отличное от себя, а созидая новые формы общения. Интеграция должна касаться как нового сообщества – уммы, так и сообщества исхода, частью которого неофит продолжает оставаться: это его родители, дети, коллеги, соседи и многие другие.

А на глобальном уровне необходимо подлинное исламское единство – не только во внешних формах, но прежде всего в повседневной нравственности. «Лучшая проповедь – это проповедь без слов», как сказано в Сунне о роли доброго нрава и благих дел.

- Что больше всего поразило или удивило, запомнилось на съезде?

- Прежде всего поразило то, что многие участники конференции – мусульмане Европы и США – пришли в ислам 30-40 лет назад. Это люди с большим жизненным опытом, разносторонне образованные, глубоко понимающие свою религию и стремящиеся принести пользу и умме, и всему обществу.

Участники съезда мухтиди

Представляется важным для русскоязычного пространства более пристальное внимание к терминам «ихтида», «мухтиди» в их связи с исходным «хидаят» и введение их в активный словарь религиозной исламской терминологии. Социологи, психологи и другие ученые ищут и подбирают для этого термина эквивалент, который часто неточно и искаженно отражает суть процесса, называя «мухтиди» «конвертитами», новообращенными, неофитами. Однако в отношении людей, пришедших к исламу несколько десятков лет назад, такие термины лишены смысла.

Произвело большое впечатление также то, что у разговаривающих на разных языках и проживающих в разных странах, на разных континентах людей опыт и оценки происходящего во многом совпадают. Многие из присутствующих с сожалением отмечали, что нередко произнесший шахаду человек, особенно это касается юных людей, поверхностно относится к своей религии, некритично воспринимая любую информацию. При этом для подростков и молодежи характерен вообще низкий интерес к чтению, поэтому изучение необходимой литературы по религии у них часто подменяется сомнительной информацией на уровне: «один брат» или «одна сестра сказала», «а на одном сайте написано…». Тем самым они усваивают ложные образцы и ценности, не соответствующие исламу. Поэтому необходимо развивать мотивацию к получению всестороннего, в том числе и классического, традиционного, проверенного многовековым опытом религиозного образования.

Поразил город, который был выбран в качестве места проведения конференции. Конья по праву считается духовным центром Турции. Экскурсии по местам, где жили и вели свою духовную деятельность Шамс Табризи, Джалаладдин Руми и их последователи и ученики, произвели глубокое эмоциональное впечатление. Музей Дж. Руми, известного не только мусульманам, но признанного во всем мире поэта, мыслителя, мудреца, является вторым по числу посещений в Турции.

И конечно же нельзя не отметить гостеприимство организаторов конференции – Управления по делам религии Турецкой Республики. Внимательное отношение к гостям, предусмотрительность и высочайший уровень организации – все это усилило позитивные впечатления от мероприятия.

Автор: Зенифе Сейдаметова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Айнур 07 Декабря 2021г.
Ответить

Ольга Сергеевна как всегда в авангарде интеллектуальной жизни уммы!

Яндекс.Метрика