Как вера в Аллаха оказалась сильнее китайских застенков

Наиль Габитов. Кадр из док.фильма «Берузе» (»Один»)

Наиль Габитов. Кадр из док.фильма «Берузе» (»Один»)

Теги:

1
09 Декабря 2020г. (23 Раби ас-сани)

Тех из нас, кто родился в Советском Союзе, в детстве воспитывали на примерах героев, которые не ломались под грузом обстоятельств и готовы были пожертвовать своими жизнями за светлые идеалы. Тем более удивительно, что подлинный героизм проявляют люди с виду совсем обычные, которые не пропагандируют своих убеждений, но в трудных ситуациях проявляют несгибаемую волю. Поэтому хотелось бы рассказать о Наиле Габитове – человеке необычайной судьбы, которого не сломили страшные испытания.

Наиль Габитов родился в Китае, в городе Харбин в семье татар-эмигрантов из России. Там он закончил русскоязычную школу. Он одинаково хорошо владел татарским, русским и китайским языками.

Как описывает свое детство сам Габитов, оно было очень тяжелым. Китай, в котором более десяти лет полыхала война – сначала с японцами, а затем, гражданская между националистами из Гоминьдана и китайскими коммунистами – превратила эту древнюю страну в развалины. Ее жители были лишены самого необходимого. Как и всем остальным их семье приходилось буквально бороться за существование. Тем не менее Наилю удалось закончить школу и поступить на работу в советское консульство переводчиком. Это была престижная и хорошо оплачиваемая работа.

Все было хорошо до тех пор пока отношения СССР и КНР не стали портиться из-за враждебного отношения китайских коммунистов к проводимому Никитой Хрущевым политическому курсу, который они рассматривали как «ревизионизм» и отступление от марксистско-ленинского учения.

Вскоре для Габитова наступили черные дни: он, будучи гражданином КНР, не обладал дипломатической неприкосновенностью и в 1962 году был арестован по обвинению в шпионаже в пользу СССР и брошен в тюрьму, а его семью депортировали в Советский Союз. Как рассказывает сам Габитов, его поместили в одиночную камеру, где ему предстояло провести без малого 18 лет.

Чтобы оценить, каково было людям в одиночном заключении, Габитов приводит любопытный факт: в некоторых камерах вместо людей помещали сторожевых собак, несших службу в тюрьме по охране узников. Спустя какое-то время, проведенное в этих камерах собаки принимались жутко выть от тоски и эти душераздирающие звуки пугали заключенных.

Узники одиночных камер практически не видели солнца, так как окна камер были специально сделаны под самым потолком и пропускали минимум света. В течение месяца их лишь несколько раз выпускали в тюремный двор посидеть на солнце и свежем воздухе. Это время надо было использовать для того, чтобы постирать и просушить одежду и помыться самому, так как никаких других возможностей для этого не существовало: заключенных не водили в баню, а вода в камерах была только холодная. Кормежка также была скудная и состояла в основном из риса и капусты.

Заключенные получали самый минимум информации извне. Им несколько раз в неделю выдавали официальные газеты, которые после прочтения отбирались. Писать письма родным не разрешали. Такая обстановка самым негативным образом влияла на психику и многие попросту сходили с ума. В тюрьме царила страшная антисанитария; сам Габитов переболел брюшным тифом.

Что же давало Габитову силы выжить? По его собственному признанию в школе, где он учился, преподавали уроки исламской религии и ее постулаты прочно укрепились в детском сознании. Находясь в тюрьме Наиль расценивал свое одиночное заключение как испытание и практиковал исламские обряды, в том числе и обязательную пятикратную молитву-намаз. Это закаляло его дух и укрепляло силу воли. Все эти годы ему так и не было официально предъявлено обвинение и его не судили.

Через 18 лет, в 1980 году, после смерти Мао Цзедуна, враждебно относившегося к СССР, Габитова освободили также как и арестовали – без объяснения причин. Жизнь на свободе преподнесла новые проблемы: он был на положении отверженного и нигде не мог устроиться. Однако, последовавшее в результате проводившихся в Китае рыночных реформ облегчение порядка выезда из страны дало ему возможность выехать в Австралию, где он смог устроиться на работу и наладить свою жизнь. В 46 лет он женился и у него родилось двое детей.

Спустя 30 лет после расставания с семьей Наилю Габитову удалось побывать на родине предков, посетить могилу матери и сделать за нее дуа. Такова история о татарского парня, которому вера в Аллаха дала силы выжить в жутких условиях китайской тюрьмы, где сторожевые собаки выли и подыхали от тоски. Она же помогла ему начать жизнь сначала.

На вопрос, что же случилось с ним, он отвечает: «Это – судьба. Так мне было суждено». И в этом отражается истинная вера мусульманина, который со смирением принимает все, что ниспосылает ему в качестве испытания Всевышний. «Собаки не выдерживали, а я, слава Аллаху, выдержал», – рассказал Габитов молодому казанскому режиссеру Ильназу Минкину, который снял про него документальный фильм «Берузе» (»Один»).

К сожалению, этот фильм является кинематографической редкостью и его невозможно найти в интернете. Поэтому сегодня лишь немногие знают о судьбе простого человека – Наиля Габитова. А ведь его жизнь – настоящий подвиг и яркий пример живительной веры в Аллаха.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Гульфия 02 Октября 2022г.
Ответить

Очень хотелось бы встретиться с автором фильма. Есть чем поделиться.

Яндекс.Метрика