Какие налоги платили немусульмане в исламских странах

Стамбул

Один из устоявшихся мифов гласит, что процветание исламских стран в прошлые века было достигнуто за счет эксплуатации немусульман, проживавших на их территории. Подобное утверждение голословно уже потому, что в западных исторических исследованиях об истории и экономике исламского мира очень мало информации берется из первоисточников – документов времен существования исламских государств прошлого.

Это объяснимо тем, что они написаны либо на арабском, либо на персидском, либо на османском языках, которые трудны для понимания. На Западе ими владеет небольшое количество специалистов, а труд по изучению древних документов традиционно невостребован и мало оплачивается. Поэтому профессиональные экономисты при изучении истории экономического развития мусульманских стран крайне ограничены в источниках.

Однако такие источники все же есть в наличии и на основании их можно делать определенные выводы. Если брать пример исламского государства, значительную часть населения которого составляли немусульмане, то стоит обратиться к Османской империи, около 50% населения которой в момент наибольшей территориальной экспансии составляли христиане. Пропорция 50% мусульман на 50% немусульман характерна для балканских вилаетов (провинций) империи.

Основу экономики и средневекового халифата, и Османской империи составляло сельское хозяйство. В вышеуказанных вилаетах Османской империи последователи ислама владели 50-56% всей пахотной земли. Мусульмане и немусульмане выплачивали с нее целый ряд налогов, размер и перечень которых был разным в каждом из вилаетов и главным из которых для немусульман был харадж.

Гораздо интереснее, каков был объем этих налогов от общих налоговых поступлений в провинции. Например, в Дунайском вилаете в разные года с земельных угодий получали от 56% до 68% общей суммы налогов, три четверти которых отправлялись в столицу и лишь четверть оставалась на нужды вилаета. Таким образом большая часть доходов центра формировалась за счет сельскохозяйственных налогов.

В начале XVIII века в Османской империи земельный налог для немусульман (харадж) составлял эквивалент 5 голландских серебряных талеров. Об этом, в частности, упоминает в своем сочинении «Хождение в святую землю» русский священник Иоанн Лукьянов, посетивший Османскую империю в ходе паломничества в Палестину в 1701-1703 годах. «В Цареграде и по всей Турецкой державе со всех христиан: з грек, и со армян, и с жидов – кои в его области живут, то горачь на всякой год берут по 5 талерей с человека», – описал Лукьянов размер хараджа.

Если оценивать по курсу талера к рублю того времени, то его стоимость составляла около 65 копеек серебром. Таким образом, харадж составлял около 3 рублей 20 копеек. Много это или мало? Для примера годовое жалование прапорщика русской армии в 1711 году составляло 212 рублей.

Еще одним налогом, который выплачивали немусульмане, была джизья, размер которой равнялся для богатых людей – 48 серебряным дирхемам, для людей среднего достатка – 24 дирхема, для бедняков –12 дирхемов. Учитывая содержание серебра в одном дирхеме (3,207 г.) 48 дирхемов были равны примерно 5,5 талерам. То есть к 5 талерам хараджа можно прибавить еще в среднем 2,75 талера, которые платили середняки, которых было большинство. В то же время мусульмане платили в среднем от 7 до 9 талеров налогов.

Следует учитывать, что в азиатской части империи подавляющее большинство населения было мусульманским. Так, в 1844 году в неевропейской части Османского государства проживало более 12 миллионов мусульман и более 2 миллионов христиан. И если в балканских вилаетов налоговые поступления от мусульман и немусульман были примерно равными, то в азиатской части налоговое бремя падало преимущественно на мусульман. С потерей территорий число мусульман увеличивалось, а число христиан уменьшалось.

Причина же экономической отсталости Османской империи крылась не в уменьшении налоговых поступлений от немусульман, а от общей экономической стагнации, которая начала проявляться на фоне промышленной революции и изменения экономики европейских стран, где промышленность стала играть главенствующую роль. Экономика Османской империи, наподобие России, продолжала оставаться преимущественно аграрной. К этому добавилось несовершенство финансового сектора. Все это отразилось и на политическом курсе этого государства. Невозможность иметь современную экономику для развития общества приводила к внешнеполитическим поражениям, и закончилось крахом государства.

Таким образом, утверждения о том, что процветание османов базировалось на эксплуатации немусульманских подданных лишено основания. Оно идет в одном ряду с утверждениями, что Европа разбогатела только за счет ограбления колоний и работорговли. Несомненно, это имело место и экономика Европы сильно поднялась после эпохи Великих географических открытий, но это лишь часть ответа на вопрос о европейском чуде. Не менее важным было зарождение и развитие капиталистических отношений в экономике, которые остаются господствующими до сих пор.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

123 16 Ноября 2020г.
Ответить

Если мусульмане и немусульмане в Османской империи платили одинаковый налог, как говорится в статье, то почему часть балканцев переходила в ислам? Если не было ни культурной связи, как у жителей БВ с арабами, ни рабства, как в случае "набеговых" государств Варварского Берега или осколков Орды, зато была история сопротивления, например, албанцев.

Яндекс.Метрика