Какое послание несут турецкие сериалы

Разговоры о различных далекоидущих геополитических проектах и планах продолжают оставаться на повестке дня, будоража сознание неискушенной публики. Это касается и рассуждений о том, что Турция ни много ни мало решила воссоздать Османскую империю. В действительности же мир гораздо сложнее и разнообразнее, чем это представляется почитателям тайных обществ и заговоров.

Османская империя была основана тюрками с опорой на исламскую религию. Крах империи означал, прежде всего, отпадение ее окраин, население которых не являлось в своем подавляющем большинстве тюрками, тогда как ареал обитания собственно тюрок – Анатолия с древними столицами – Эскешехиром и Бурсой – сохранилась в составе Турции.

Ататюрк, создавший современное турецкое государство, своей главной задачей видел встраивание в мир Запада, пусть и на вторых ролях. Для этого нужно было изменить менталитет турок и, прежде всего, убрать влияние религии на массовое сознание. Ставка была сделана на светский национализм.

Прошло время и Турция переросла рамки региональной державы, чье выгодное местоположение между Европой и Азией использовали партнеры по блоку НАТО. Теперь страна активно участвует в решении региональных проблем и с выгодой для себя использует свое географическое положение. Кроме этого Турция стала ассоциироваться с «исламским геополитическим проектом», о котором любят говорить разного рода конспирологи.

На недавно прошедшем саммите исламских государств в Куала-Лумпуре президентом Турции была фактически озвучена заявка на создание новой политической наднациональной конфигурации в ареале исламских стран. У турецких правящих кругов есть понимание того, что для консолидации вокруг себя разнородных стран этого ареала необходимо использовать объединяющую идею духовной опоры на религиозные ценности. Теперь самое время вспомнить, что Османская империя была исламским государством.

Однако у них есть еще и понимание, что «неоосманский» проект в чистом виде, когда есть некий центр, которому жестко подчиняются вилайеты, реализовать невозможно. Сейчас речь может идти скорее о некоем мегапроекте, в котором на равных участвуют разные страны. В том же Куала-Лумпуре речь шла о равноправном взаимодействии в первую очередь Турции, Малайзии, Катара и Ирана, в котором могут участвовать и другие страны.

Попытки лидерства Турции в исламском мире крайне болезненно воспринимаются стороны группы арабских стран, прежде всего Саудовской Аравии. Однако сами они пока не могут предложить никакого внятного проекта. К тому же большинство из них возникли как постколониальные образования без исторической преемственности. Турция же является единственной страной, которая может предъявить свою многовековую историю, не прерывавшуюся потерей независимости.

Тем не менее обращение к великому прошлому исламской цивилизации, частью которого вне всякого сомнения и была Османская империя должно продемонстрировать что турки могут быть одним из локомотивов нового мегатрадиционалистского проекта. Великолепное прошлое империи, так и блестящее будущее ее фактической наследницы – современной Турции – призваны продемонстрировать знаменитые турецкие сериалы. Весьма примечательно, что они не несут в себе враждебности к соседям, принижения роли других государств и народов.

Продукция турецкой киноиндустрии имеет целую армию поклонников, и широко представлена в различных пабликах в социальных сетях. Дело доходит до того, что тысячи людей едут в Турцию, чтобы посетить места съемок этих сериалов и воочию увидеть то, что ранее могли видеть только на экранах. Своим успехом эти сериалы обязаны, прежде всего тем, что говорят со зрителем на «универсальном языке». Незатейливые истории о «прекрасной Золушке» и «сказочном принце» заставляют трепетать сердца многочисленных домохозяек по всему миру.

Однако в отличие от латиноамериканских «мыльных опер» даже в сериалах о жизни современной Турции постоянно поднимаются вопросы философского характера и из-под облика современных европеизированных турок проступают родовые черты традиционного общества. Все это вольно или невольно наводит на мысль, что при всех исторических перипетиях Турция остается мусульманской страной, а турецкое общество не теряет своих традиционных черт, прежде всего, своей ярко выраженной патриархальности и опоры на духовные ценности.

Что касается исторических или лучше сказать псевдоисторических сериалов, то не турки являются зачинателями этого жанра, который во все времена был призван поддержать ту версию истории, которая на тот момент была востребована обществом в той или иной стране. Тем не менее, они используют его по полной программе. И, несмотря на порой яростную критику ревнителей исторической науки, указывающих, что все было на самом деле не так, как показано в сериале, эти коммерчески успешные проекты продолжают свое шествие по экранам.

Многие пытаются подражать туркам, однако далеко не у всех это получается. Например, знаменитый Болливуд так и не смог выдать «на гора» что-то равное по размаху «Великолепному веку».

Так уж вышло, что вольно или невольно авторы этих сериалов пытаются показать величие прошлого, как бы говоря: «Вот страна, которую мы потеряли». И действительно, как писал поэт: «Большое видится на расстоянии», но мост в прошлое одновременно может стать мостом в будущее и тогда все убедятся, что «Великолепный век» – это не просто метафора, а будущая реальность.

Впрочем, первым названием кинематографа было «иллюзион» – от слова «иллюзия», что значит «насмешка», «обман». Недаром тот же Голливуд называют «фабрикой грез». Чем окажутся турецкие сериалы: своего рода предсказанием или иллюзией в полном смысле слова, покажет время. Пока же – это хорошая реклама жизни с опорой на традиционные ценности, находящая отклик на разных континентах.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика