Кавказский узел

news-gpFISYnGT2
История кавказских войн не знает быстрых и легких побед. Напротив, все кавказские войны отличаются своей затяжностью и “пирровыми” победами.



В 1223 г. монгольские войска под предводительством Джебе и Субэдэя победоносно прошли по Кавказу, разгромив аланов и другие горские племена, собравшиеся в низовьях Терека для отражения монгольского удара. Хотя аланы после этого были уничтожены как этнос, это было первым и последним серьезным достижением завоевателей на Северном Кавказе. Горцы быстро оправились от поражения и стали досаждать захватчикам. Это видно в том числе и по тому, что монголы были вынуждены провести почтовую линию сообщений со ставкой хана в обход всего Кавказа.Позднее попытку покорения этого региона предпринял Тамерлан, но и он не добился успехов. К сожалению, опыт монгольских завоевателей ничему не научил царскую Россию, которая расплатилась за свои победы и шаткую гегемонию на Кавказе огромными жертвами…



Продвижение России на Кавказ началось во времена Московского княжества и начала становления российского царства. Продвижение в основном держалось на казачестве, которое в поисках новых плодородных земель расширяло границы своих владений, пока в XVI веке не образовались два казацких поселения на Северном Кавказе – одно непосредственно в предгорной Чечне, другое в устье Терека. Правда, встречная миграция чеченцев на север потеснила казацкие поселения, отбросив их за Терек, где впоследствии была заложена граница между Россией и Кавказом.



Государственная экспансия на Кавказе началась в конце XVI века, когда московский царь Федор по просьбе Грузии о помощи в борьбе против шамхала Тарку отправил несколько тысяч дружинников. Первый опыт был неудачным – эти войска, и те, что позднее отправил Борис Годунов, были разгромлены. Следующий этап наступления начался при Петре I (начало XVIII в.), который смог расширить владения России, захватив побережье Каспия вплоть до Астара (Азербайджан). На протяжении всего XVIII в. захват левобережных земель Терека привел к началу открытого сопротивления чеченцев и ответным карательным походам.



Вплоть до этого времени сложно говорить об организованном сопротивлении горских народов российской экспансии, вероятнее всего по причине их разобщенности не только по религиозному, но и национальному, культурному и языковому признаку. Без дальнейшего объединения горцев нельзя было и думать о серьезном сопротивлении. Объединить этот конгломерат народностей в общей борьбе смог лишь ислам.Начало первому организованному сопротивлению под знаменем ислама положил в 1785 г. шейх Мансур, уроженец чеченского села Алды. Пользуясь уважением народа за свою религиозность, Мансур начал проповедовать отмену горских адатов и построение общества на основе законов шариата. Ему принадлежит одна из ведущих ролей в исламизации Северного Кавказа, и конкретно Чечни, находившейся в то время под влиянием полуязыческих и полухристианских верований.Восстание шейха Мансура, давшее мощный толчок будущему объединению горцев, стало первым опытом организованной освободительной войны народов Кавказа. Поэтому после серии побед над российскими войсками вплоть до штурма Кизляра последовал ряд поражений от численно превосходящей армии противника. В 1791 г. имам Мансур был взят в плен и спустя 3 года умер в застенках Шлиссельбургской крепости.



Но на этом борьба не остановилась, а, утратив централизованность руководства, переросла в локальные стычки. Царские власти в свою очередь прибегли к испытанной тактике карательных походов, приводящих к полному уничтожению аулов и истреблению жителей.Но начало широкомасштабной Кавказской войне, приведшей к гибели около полумиллиона солдат Российской империи, было положено в 1828 г. первым имамом Чечни и Дагестана – Гази Магомедом. В 1832 г. Гази Магомеда после его гибели сменил Гамзат-бек. И уже в 1834 г. третьим и последним имамом Чечни и Дагестана становится Шамиль. Первые два имама смогли подготовить народ к организованной и затяжной войне, использовать тактику набегов и одновременных переговоров с русскими, чем выигрывалось время. Они также начали борьбу против местного феодализма, активно сотрудничавшего с российской администрацией.



Шамиль смог создать мощное государство, основанное на законах шариата во всем, начиная с государственного аппарата, и заканчивая нормами общественной жизни. Все правила общественных взаимоотношений, регулируемых адатами (племенными законами) от кровной мести до развода, целиком заменил ислам. Была запрещена чеканка фальшивых рублей.



За эти годы у Шамиля появилась регулярная армия, разделенная на десятки и сотни, были построены несколько пороховых заводов, налажено производство ракетных снарядов, и даже создано отдельное подразделение артиллерии и инженеров. Последние возводили фортификационные сооружения, мостили дороги, а также успешно применяли против противника его же разминированные фугасы. Кавказской войне было суждено продолжиться до исторического пленения Шамиля в крепости Гуниб 25 августа 1859 г. После победы в Крымской войне Россия перебросила войска на Кавказ, желая покончить раз и навсегда с восстаниями горцев. Добиться этой победы удалось лишь неимоверными усилиями 270-тысячной хорошо вооруженной армии. Однако Кавказская война, легшая неподъемным грузом на крепостное население России, во многом способстовала наростанию протестных настроений, приведших в конечном итоге к революции и краху империи.



Но сопротивление не было сломлено до конца – в 1860 г. начинается восстание в Чечне, руководимое Умой Дуевым и Байсангуром, наибом Шамиля, не пожелавшим сложить оружие после сдачи имама. Для подавления восстания и в целях будущей безопасности царское правительство начинает принудительное переселение чеченцев из горных районов на равнину.



В 1865 г. Россия предпринимает акцию по выявлению и уничтожению последних исламистов – через царских агентов объявляется необходимость хиджры (переселения) в Турцию для всех, кто не желает жить под российским правлением.Но эта акция не помогла удержать шаткий мир – и в 1877 г. зарождается новое движение под руководством Алибека Алданова, провозглашенного имамом Чечни. К нему присоединяются как чеченские, так и дагестанские рода. Россия бросает на подавление этого восстания огромную группировку войск – почти 40 тыс солдат и казаков. Уступавшие противнику по численности повстанцы в этом же году были разбиты, а Алибек Алданов сдался в обмен на обещание русского командования не уничтожать несколько аулов вместе с жителями. В 1878 г. имам Алибек был приговорен военно-полевым судом к казни через повешение.



Дальнейшее сопротивление продолжают абреки. (Слово “абрек” в переводе на арабский язык означает “мухаджир”, т.е. переселенец. Негативную окраску этому понятию придала царская пропаганда). Эта стадия оказалась не менее сложной для России, так как партизанская война не требовала от повстанцев ни наличия регулярных войск, ни открытых сражений. Поэтому тактика абреков, основанная главным образом на неожиданных нападениях, не находила достойного противовеса со стороны русской армии.



В 1901 г. борьбу поднял абрек Зелимхан, которого Советская власть позднее назвала “борцом с царизмом”. Скорее всего, за этим “титулом” скрывалось нежелание Советов признать, что если бы Зелимхан дожил до Советской власти, то скорее всего не менее активно он боролся бы и с ней – ведь если при царизме на Северном Кавказе практически не было массовых репрессий по религиозному признаку, то Советская власть, провозгласив идеи атеизма, отменила религию в государстве. Убийство Зелимхана в 1913 г. не положило конец противостоянию. Впоследствии абреки продолжали свою борьбу уже с Советской властью. В конце 30-х годов начались репрессии по отношению к религиозным лидерам, что привело только к обострению ситуации. В годы Великой отечественной войны в Чечне вновь вспыхивает восстание под руководством Хасана Исраилова и Майрбека Шерипова (родной брат которого был командиром Чеченской Красной армии). В бою у Агиштинской горы повстанцы попытались отрезать Красную армию от нефтяных скважин Чечни, но потерпели поражение, после того как против них была использована авиация. После поражения, разбившись на небольшие мобильные группы, горцы продолжали борьбу. Несмотря на депортацию чеченцев в феврале 1944 г. остатки “непереселенных” чеченцев примкнули к абрекам, и активное сопротивление продолжалось вплоть до 1955 года. Полностью подавить сопротивление удалось только в 1976 г.(!), когда в возрасте 70 лет был убит последний абрек Хасуха Магомадов, почти 40 лет воевавший против атеистических порядков. Он не дожил всего лишь 15 лет до распада империи, борьбе с которой посвятил всю свою жизнь.



Хронология военных конфликтов на Северном Кавказе заставляет всерьез задуматься о последствиях каждого необдуманного политического шага в этом регионе. Восстания никогда не вспыхивали сами по себе – в большинстве случаев они были спровоцированы непродуманной политикой, “зачистками” аулов и массовым истреблением жителей. Тактику “выжженной земли” впервые на Кавказе применил еще генерал Ермолов, решивший, что только после истребления всего местного населения можно говорить об окончательной победе на Кавказе. Но история показывает, что насилие и жестокость создавали лишь иллюзию победы, приводя к формальному подчинению, за которым скрывалась затаенная ненависть и желание отомстить при первом удобном случае.



Так или иначе, но до сих пор мы пожинаем плоды неразумной политики царской России и Советского Союза на Кавказе с тем лишь отличием, что сегодня злокачественная опухоль войны пустила свои метастазы далеко за пределы Кавказа в виде “этнических чисток” в городах России и дискриминацию по национальному признаку.

Автор: Саид Тихомиров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика