Хазрети Туркестани: я сбежал от гордецов…

Слева мавзолей Рабиги султан Бегим, правнучки Тамерлана

Слева мавзолей Рабиги султан Бегим, правнучки Тамерлана

Теги:



0
30 Декабря 2021г. (25 Джумада аль-уля)

В уходящем году у тюркского мира появилась духовная столица. Стольным градом на ноябрьском саммите Организации тюркских государств был признан город Туркестан, центр Туркестанской области Казахстана, где покоится Ходжа Ахмед Яссави, автор философско-религиозных стихов «Дивани Хикмат», основатель тюркской ветви суфизма «сар-и-силсила-йи машаих-и-турк».

С узбекскими старцами, последователя Яссави. 1985 год

В первый раз я был в Туркестане летом 1985 года, вскоре после службы в Советской армии. Тогда, треть века назад, никому и в страшном сне не могло присниться, что пройдет всего шесть лет и Советский Союз прекратит существование. Горбачевская перестройка начиналась с борьбы за трезвость. Попутчики в вагоне поезда, следовавшего по Турксибу на юг, украдкой тянули горячительную, периодически заглядывая в проход, не идут ли проверяющие. Мимо окон тянулся бескрайний степной пейзаж, местами разбавленный мелкосопочником.

Гигантский казан был отлит мастером из иранского Тебриза

В мавзолее Яссави в те годы располагался музей. Экскурсовод на двух языках, русском и казахском, рассказывала туристам историю мавзолея, построенного по велению Тамерлана. Многое за годы выветрилось из памяти, но хорошо помню свое удивление, когда узнал, что здесь же в усыпальнице похоронены и ханы. Надпись на одной из надгробных плит посвящалась Абулхаир-хану Шейбаниду, коронация которого состоялась в 1428 году в Чимги-Туре/Тюмени. Оставив в сибирском городе даругов-наместников, Абулхаир начал победоносное шествие на юг. 40 лет он правил огромной кочевой империей, которая после его смерти разделилась на три ханства – Сибирское, Казахское и Узбекское.

В последней поездке я не увидел ту надгробную плиту. Возможно, она просто не попалась на глаза: в двух этажах мавзолея вокруг центрального зала более 35 помещений, дня не хватит, чтобы обойти их с вниманием. Зато мимо глаз ни одного туриста и паломника не пройдет усыпальница младшей супруги Абулхаира-хана – Рабиги султан Бегим, дочери Улугбека и правнучки Тамерлана. Рабига султан покоится в отдельном мазаре под голубым куполом в 60 метрах от мавзолея Яссави.

Строительные леса времен Тамерлана

Треть века назад не было в центральном зале и одной из главных реликвий – огромного казана на 3000 литров. Он находился тогда в Ленинградском Эрмитаже. В старину, как рассказал гид Исмаил, из этого казана пили воду, после коллективного чтения над ней аятов Корана. Это происходило после завершения джума-намаза.

В середине 80-х годов не могло быть и речи о совершении намаза в помещении мечети внутри музея. Немногочисленная группа аксакалов из Узбекистана читала молитвы и зикры на улице. Когда они встали на намаз, я присоединился сзади и повторял движения. Сегодня в самом здании мавзолея действует отдельное помещение мечети.

У массивных стен мавзолея Яссави, высота которых вместе с куполом составляет 44 метра, захватывает дух. Вот где реально можно почувствовать силу власти Тамерлана! По всему Казахстану раскиданы сотни мавзолеев, но ни одно из них не сравнится по мощи с комплексом Яссави.

Хазрети Туркестани Ходжа Ахмед Яссави ушел из жизни в 1166 году. То был период заката ханства Караханидов, которое вскоре было поглощено империей Хорезмшаха. Первый небольшой мазар Яссави был построен при Караханидах. Со временем он обветшал. Согласно преданиям, возвести мавзолей Тамерлану после того, как Амир Тимур нанес в 1395 году окончательное поражение хану Золотой орды Тохтамышу, посоветовали советники-суфии из числа последователей Яссави. В Книге Побед («Зафар-наме») придворного летописца Шараф ад-Дина Иазди сообщается: «Он (Тимур) соизволил отдать высочайший указ о сооружении зданий того благословенного мазара, посему и положил основание куполу, который имел бы внутреннюю окружность в 130 гязов при диаметре почти 641 гяз и высота которого в окончательном виде соответствовала этим данным».

Со смертью Железного Хромца в 1405 году мастеров-строителей перебросили на другие объекты, в столицу государства город Самарканд, и вот уже более 600 лет над незавершенным входным порталом нависают строительные леса. Каким был бы вход можно только представить по облицовкам комплексов Самарканда, Шираза и Исфахана.

Впоследствии, с возникновением Казахского ханства, комплекс Яссави стал резиденцией ханов, а Туркестан – столицей ханства. Здесь в большом дворцовом зале мавзолея проходили важные государственные церемонии. Отсюда с высоты балкона входного портала хан и свита оглядывали войска и ополчение перед разгромом джунгар. Отсюда из зубчатых башен минаретов стреляли из пушек по противнику, осаждавшему город. Эти пушки сохранились и сегодня представлены в музее комплекса Яссави.

Трижды стены мавзолея выдерживали удары пушечных снарядов – в 1723 г. при штурме крепости джунгарами, в 1846 г. – при осаде Туркестана кокандцами, и спустя десять лет, в 1856 г., когда город брала приступом царская армия…

Я прочитал аяты Корана и дуа у изголовья Яссави, и тут кто-то из посетителей сунул мне 1000 тенге, приняв за работника храма. Я быстро опустил деньги в ящик для садака. Во всех сакральных местах Туркестана есть свои чтецы. Как бы они не увидели во мне конкурента, подумал я, и быстро переместился в другие помещения, пошел осматривать музей, библиотеку.

В комплекс Яссави входит и отдельно расположенная подземная мечеть, где провел последние дни знаменитый суфий, уйдя в 63 года под землю в знак траура по ушедшему в этом возрасте Пророку, мир ему. В прохладе подземелья мужчина в тюбетейке рассказывал что-то группе слушателей, среди которых преобладали женщины. Увидев нацеленный на группу объектив фотоаппарата, он прикрыл лицо со словами: «Зачем делаете рекламу, в хадисах разве что-то сказано о рекламе!».

Голубой купол мавзолея Яссави в очередной раз закрыли на реставрацию

«В подземелье много горя испытал я, из камня себе постель, подушки настилая», – говорится в одном из хикметов Яссави.

Остаток жизни суфийский учитель провел в келье-хильвете под землей, оставив в назидание «Хикметы», где он объясняет причину своего поступка: «В Судный день, чтобы быть ближе к Всевышнему, я сбежал от высокомерных, самоуверенных гордецов».

В мавзолее и вокруг него похоронены 25 ханов и султанов, десятки батыров и биев, поэтому жители Казахстана посещают Туркестан не только с духовной целью, но и как место упокоения великих личностей страны. Из Средней Азии, городов Сибири и Урала едут (точнее приезжали до закрытия границ в связи с пандемией) в надежде на чудодейственную силу сакральных мест, коих немало в пределах Туркестанского оазиса. Услышав невероятные истории, люди, особо не афишируя, самоорганизуются, а чаще всего находят тех, кто уже давно проложил дорогу к Яссави, и отправляются в путь в поисках душевного умиротворения. Душа человека, погрязшего в суете дунья, тянется к чистому и прекрасному. Суфии сравнивали это состояние с мотыльком, стремящимся к свету. Удивляет, что в составе групп, в которых, как правило, 80-90 процентов составляют женщины, не только мусульманки, но и христианки.

Процентов 80-90 в группах паломнического туризма составляют представительницы прекрасного пола

Из Турции приезжают как на родину предков. Турки сегодня третье по численности население Туркестана после казахов и узбеков. На четвертом месте русские, на пятом – татары.

Новый караван-сарай духовной столицы тюркского мира

Древний город сегодня стремительно преображается, скидывая с себя советскую малоэтажную архитектуру, расчищая частные сектора для масштабных проектов, и облачается в одеяния мусульманского восточного города с минаретами и куполами, чтобы соответствовать званию духовной столицы тюркского мира.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика