Конец "колониальной эпохи" в западном кинематографе

Афиша фильма «Жизнь бенгальского улана»

Афиша фильма «Жизнь бенгальского улана»

Теги:

1
09 Февраля 2021г. (26 Джумада ас-сани)

Всем известен кино-жанр под названием «вестерн». Фильмы о том, как крутые пастухи (cow boy –буквально «парень при коровах») разделываются с несметными толпами дикарей-индейцев, до сих пор популярны и имеют свою армию поклонников. Меньше известно о похожем жанре «колониального кино», который пережил свой расцвет в 40-50-ые годы прошлого века. И сейчас фильмы на эту тематику пусть и не так часто как это было в середине прошлого века выходят на широкие экраны.

Классикой этого жанра являются такие фильмы как «Жизнь бенгальского улана» со звездой Голливуда 30-50-х годов Гэри Купером, «Ганга Дин» с еще одним «звёздным» актером того же периода – Кэри Грантом, «Барабан» знаменитого режиссера Золтана Корды, «Северо-Западная граница» режиссер Джея Ли Томпсона, «Хайберский патруль», «Лоуренс Аравийский» с Питером О'Тулом и Омаром Шерифом, «Четыре пера» (1940 г. и ремейк 2002 года с Хитом Леджером), «Виктория и Абдул» (2017) с Джуди Денч и многие многие другие, на перечисление которых может уйти несколько страниц. Общий смысл у них примерно одинаков: благородные белокурые сахибы несут «бремя белого человека» дикарям, которые в них за это стреляют и похищают красивых голубоглазых девиц, которых затем эти благородные сахибы выручают.

Пафос «колониального кинематографа» как и вестернов прост и понятен: цивилизация против дикости и, конечно, она побеждает. Но это кино. А в действительности…

История, как говорится, не знает сослагательного наклонения. В действительности это «дикари», в лице, например, тех же афганцев разбили – причем неоднократно – самих англичан. И если разгром и истребление индейцев – это исторический факт и таковым он и выглядит в вестернах, то колониальное кино – это просто желаемое, творчески выданное за действительность.

А как же выглядела действительность? В британском киножурнале 'The Royal Tour of India' 1961 года выпуска, в частности, есть сюжет о посещении английской королевой Елизаветой II так называемой Зоны племен в Пакистане. Примечательно, что в этом сюжете вожди пуштунских племен – малики – пришли к британской королеве с пистолетами и патронташами на поясах, как заправские ковбои. И это при том, что к царственным особам люди с оружием не допускаются по соображениям безопасности. Впрочем, комментатор в данном случае уточняет, что они проявили истинно афганское гостеприимство. Да и всем известно, что гость – это, с точки зрения мусульманина, дар Божий.

Справедливости ради стоит отметить, что в 80-2000 годах в Великобритании произошло переосмысление колониального прошлого страны и прежние «дикари» западного кинематографа стали приобретать человеческие черты. Некоей высшей точкой в подобного рода подходе можно считать фильм «Виктория и Абдул» – история взаимоотношений английской королевы Виктории и ее слуги-мусульманина Абдуллы. Такой слуга у королевы действительно был, но фильм эти отношения значительно романтизировал.

Переосмысление взаимоотношений между угнетателями-колонизаторами и угнетенными жителями колоний характерно для западного кинематографа. Таковы, например фильмы «Цена сахара» (2013, Нидерланды), «Близкие враги» (2007, Франция), «Легионер» (1998, США). Понимание бесперспективности воспевания колониального прошлого и эпохи «великих завоеваний» – верный путь для выстраивания равноправного диалога между странами. Новые реалии требуют новых отношений между народами и мрачное прошлое не должно этому мешать.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Kunyka 09 Февраля 2021г.
Ответить

Индейцы - НЕ выдмка!

Яндекс.Метрика