Кораническое определение вероотступничества

В Коране раскрываются фундаментальные положения концепции отступничества. Слово «отступничество» означает отход от ислама и веры после принятия их согласно заповедям Аллаха. Человек, совершающий отступничество, вредит только себе. Те, кто отвергают свою веру, не смогут получить божественного прощения вне зависимости от их деяний в земной жизни.

Отступничество, совершенное под давлением, вере не вредит. Одними из наиболее важных предвестников отступничества являются слабая вера, недостаток уверенности и неспособность служить Богу с чистым сердцем. Углубляют понимание сути вероотступничества (ар-ридда или ал-иртидад) айаты Корана[1].

Слова ар-ридда и ал-иртидад в кораническом понимании означают отход к тому, что было оставлено, и отказ от приобретенного. Впрочем, ни в одном из своих контекстов Коран не говорит о вероотступничестве только как об отказе от ислама или об отказе только на духовном уровне. Он говорит о нем таким образом,что становится понятно:речь идет и о духовном, и о материальном.

Скорее, Коран использует термин, включающий и духовный и материальный уровни в комбинации со словом раддa ‘отворачиваться’, ‘отрекаться’. Ридда в Коране – это полное отступление и отвержение ислама и уход в неверие. Предупреждая, эти стихи также побуждают всех, кто принимает ислам, держаться за него стойко, потому что это правильное направление, наиболее авторитетная, твердая база для жизни.

Дав такое разъяснение концепции отступничества, или ридда, в Коране, мы можем посмотреть, как Коран применяет этот языковой термин, чтобы передавать разнообразие значений, используя его как глобальное существительное, относящееся к религии. Отглагольное существительное ар-ридда используется, чтобы говорить об отступлении от ислама. Термин ридда веками применяли, имея в виду однозначный уход от религии, конкретно – от религии ислама.

Ни один из стихов, к которым мы обратились выше и которые включают все, что Коран говорит о ридда или иртидад, не приводит какого-то упоминания земного наказания за грех или преступление – вероотступничество, ни один из них не говорит ни прямо, ни косвенно о том, что надо силой принуждать отступника вернуться в ислам или убить его, если он отказывается сделать это. Термин ридда, данный в Коране, отражает психологический, духовный уровень, который приводит индивида к вероотступничеству.

Свобода человека – одна из высших ценностей и ключевых целей исламского права. Действительно, одна из самых замечательных функций религии, утверждения единства Бога – освободить человека от предрассудков, язычества, поклонения творениям и связать его с Всемогущим, дабы он не боялся никого, кроме Бога, искал поддержки только у Него и полностью обратил бы к Нему свое лицо. В подтверждение этого послания и чтобы полностью освободить человека, было явлено множество коранических айатов, говорящих о поддержке, защите и сохранении этой свободы, которая лежит в основе нашей человеческой природы. Действительно, свобода настолько ценна, что если бы человек не обладал ею, он утратил бы свою роль во вселенной и в этом мире.

Многие айаты Корана, посвященные свободе вероисповедания, подтверждают друг друга, утверждают эту свободу и обязанность хранить и защищать ее от любого вмешательства и посягательства. Наиболее важным из них является тот, что говорит: «Нет принуждения в религии» (2: 256). Когда неверующие в Мекке объявили войну мусульманам и некоторые асхабы испросили у Мухаммада (мир ему и благословение) позволения заставлять детей, которые приняли иудаизм, перейти в ислам, таким образом запретив им жить с иудеями, Пророк (мир ему и благословение) воспретил им это. Как акт более политический, чем религиозный, принуждение людей к переходу в их веру[2] существовало в качестве традиции среди представителей некоторых религий. Многие коранические стихи говорят о бессмысленности принуждения к вере(6: 107; 10: 99).

Можно провести различие между кораническим отношением к «исходному неверию»,которое есть неверие того человека, кто никогда не имел веры, и отношением к тому, кто отверг веру после того, как был верующим. Это различие показывает свободу, которую Коран дает тому, кто все еще просто неверующий, в то же время отвергая ту же свободу для того, кто отвергает веру после ее принятия.

Что касается покаяния, следующего за отступничеством, то будет или не будет оно принято – это божественное право. Если чье-то отступничество не имело связанного с ним преступления, оно остается строго между Богом и человеком и не во власти земных правителей или кого-то еще.

Таха Джабир ал-Алвани окончил университет ал-Азхар, является всемирно известным ученым и экспертом в области исламской правовой теории, юриспруденции (фикх) и усул ал-фикх. Он также автор множества трудов и член Исламской академии фикха (OIC).

Материал подготовлен Институтом интеграции знаний

[1] См. суры:2: 217, 3: 86, 3: 90–91, 3: 98, 3: 106, 3: 177, 4: 137, 5: 54, 16: 106, 22: 11, 47: 32.

[2] Яркими примерами можно считать испанскую инквизицию, утвержденную Римской католической церковью, которая к XII веку бушевала по всей Центральной и Западной Европе, строго наказывая за ересь. Королевские декреты, выданные монархами Фердинандом и Изабеллой в 1492 г. (Альгамбрский декрет) и в 1501 г., приказывали иудеям и мусульманам принять христианство или покинуть Испанию.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика