Кордова - мусульманская Испания

Обложка книги «Ибн Рушд» Ризаетдина Фахретдина

Обложка книги «Ибн Рушд» Ризаетдина Фахретдина

Теги:



0
12 Ноября 2020г. (26 Раби аль-авваль)

Кордова – колыбель философа Ибн Рушда, – являясь столицей андалусского государства Омейядов[1], считалась первым городом в мире после Багдада с точки зрения многолюдности и [общественно] полезных учреждений, науки и образования, искусств и ремесел. Хотя после Омейядов положение «второго Багдада» несколько ухудшилось, его всемирная известность оставалась прежней.

Слава соборной мечети с тысячами мраморных колонн вполне может служить свидетельством процветания не только Кордовы, но и всего Андалуса. Говорят, это здание до сих пор считается одним из самых красивых христианских храмов[2]. Арабские поэты и ученые, изучающие географию, безмерно восхваляли небольшой город Мадина аз-захра, построенный амиром Абд ар-Рахманом III[3] рядом с Кордовой. Мост размерами восемьсот аршин[4] в длину, двадцать в ширину и шестьдесят в высоту слыл одним из самых удивительных сооружений в мире. Кое-кто из арабских поэтов посвятил этим достопримечательностям следующие бейты:

У Кордовы четыре выдающихся особенности –

Это ее мост Кантара и мечети.

Это две, а третья Аз-Захра (дворцовый город).

А лучшей и четвертой является наука.

Во времена государства Омейядов в Кордове насчитывалось 200 мечетей, 600 постоялых дворов (караван-сараев), 200 тысяч зданий и более миллиона жителей.

Абд ар-Рахман III целенаправленно посылал в арабские и неарабские провинции людей, которые собирали и привозили ему научные сочинения и книги. Ведь в те времена в каждом известном городе имелись писцы, профессионально занимавшиеся созданием копий редких манускриптов. Не приходится удивляться тому, что сочинения авторов из Ирана, Шама и Ирака обретали известность в Андалусе раньше, чем получали распространение на родине (*)[5]. Говорят, невозможно счесть всех денег, которые Абд ар-Рахман потратил на покровительство науке. Однако это объясняет, почему все знания и все ученые мира стекались в Андалус, в особенности в Кордову.

В этом городе обучались религии, языку, математике, истории, географии, медицине, астрономии, философии, ремеслам – одним словом, исключительно всем религиозным и светским наукам.

В Кордове имелась большая, превосходная во всех отношениях медицинская школа. По сведениям, она была первой в своем роде в Европе – с целью лечения ее посещали даже европейские правители. Их поражали культура и процветание «мусульманской Испании», а также почтение и гостеприимство, которые по отношению к ним проявляли правоверные.

Европейская молодежь, студенты, страстно увлеченные наукой и образованием, массово отправлялись в Андалус, чтобы достичь интеллектуального совершенства; каждый год множество ученых мужей, получивших образование в больших медресе этой страны, в частности в школе Дар аль-фунун – университете Кордовы, завершив обучение, возвращались на свою родину.

Монах по имени Сильвестр[6], который в конце своей жизни был избран Папой Римским, по завершении учебы в Кордове удивил полученными знаниями католическое окружение.

Не поддается описанию множество библиотек Андауса, в особенности Кордовы, и хранящихся в них ценных сочинений. Любовь его жителей к знанию достигла такой степени, что дома у каждого ученого и сановника имелась личная библиотека, состоящая из тысяч томов. Сообщается, что во время дискуссии с шейхом Абу Бакром бин Зухром[7] наш философ (*)[8] охарактеризовал пристрастие населения Кордовы к преумножению книг в афористичной форме: «Когда появляется необходимость в продаже книг ученого, умершего в Ишбилии[9], их привозят в Кордову, а когда требуется продать инструменты музыканта, скончавшегося в Кордове, их отвозят в Ишбилию».

Известно, что в Кордове, помимо большого Дар аль-фунун и медицинской школы, имелось более восьмидесяти средних учебных заведений, соответствующих современным гимназиям и реальным училищам (**)[10].

Таким образом, философ Ибн Рушд появился на свет в городе, который стяжал лавры обители знания. И то, что он прославился своей ученостью и достоинствами среди равных себе, свидетельствует о степени его величия.


[1] Омейяды – первая династия халифов, основанная Муавийей бин Аби Суфйаном в 661 г.

[2] После Реконкисты в 1236 г. соборная мечеть Кордовы была превращена в римско-католический собор.

[3] Абд ар-Рахман III (правил в 913–961 гг.) – один из самых известных омейядских правителей Кордовы.

[4] Аршин – мера длины, равная 71,12 см.

[5] (*) Сообщается, что великая книга Абу аль-Фараджа аль-Исбахани под названием «аль-Агани» была прочитана в Кордове раньше, чем в Багдаде. («Китаб аль-Агани» («Книга песен») – важнейшая и обширнейшая антология арабских поэтов, составленная в X в. ученым филологом Абу аль-Фараджем Исбахани (ум. в 356/969 г.), посвятившим ее хамданидскому эмиру Сайфу ад-Дауле. – Прим. перев.)

[6] Герберт Орильякский (ок. 940–1003 гг.) – математик, философ и церковный деятель французского происхождения, ставший Римским Папой под именем Сильвестр II (999–1003 гг.), популяризатор арабо-мусульманской науки, обучался в Испании с 967 по 970 г.

[7]Абу Бакр бин Зухр (ум. в 595/1199 г.) – поэт из Севильи, сын известного врача и хирурга Ибн Зухра.

[8] (*) Поскольку Ахмад аль-Маккари использует в этой истории [выражение] «факих Ибн Рушд», считается, что в ней подразумевается первый или второй Ибн Рушд, но, на наш взгляд, слово «факих» появляется здесь в какой-то степени от недостатка основательности, правильным же будет, как в других местах, «философ». Нафх ат-тиб. Т. 1. С.75, 216. (Абу аль-Аббас Ахмад аль-Маккари (ум. в 1041/1632 г.) – историк и богослов из Северной Африки. – Прим. перев.).

[9] Современная Севилья.

[10] (**) Для подробного описания всей Кордовы придется составить огромную книгу.

Ризаетдин Фахретдин. Из книги "Ибн Рушд" 1905 года

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика