Крестовые походы - война на уничтожение ислама

Известный в религиоведческих кругах православный сектовед Александр Дворкин попробовал силы на историческом поприще, написав книгу "Хроника крестовых походов". Рассказывая в одном из интервью о главной идее своего труда, он заявил, что основным пострадавшими в ходе этой экспансионистской военно-политической авантюры являются православные. Однако, даже при беглом рассмотрении, данный тезис представляется, мягко говоря, весьма неожиданным и неординарным.

Если исследовать этот вопрос с самого начала, то императоры, которые возглавляли главное православное государство того времени – Византийскую империю, добились от крестоносцев вассальной клятвы, которая наряду с прочим предполагала возврат всех территорий, отвоеванных у мусульман под власть византийцев. Последние, пользуясь тем, что мусульмане были заняты войной с крестоносцами, сами начали против них военные действия и смогли оттеснить их в Восточную Анатолию.

Значительно укрепившись в эпоху правления династии Комнинов, Византия посчитала, что у нее достаточно сил, чтобы вступить в конфронтацию с Европой, вернуть себе власть над Римом, которую “узурпировали” латиняне. Результатом таких отношений стало ухудшение отношений с европейскими монархиями и так называемая "резня латинов" в 1182 году, когда все католики, проживавшие в Константинополе были убиты. Это привело к острому конфликту с европейскими монархами и папством – и как результат, взятию Константинополя крестоносцами в 1204 году.

Активную завоевательную политику по отношению к единоверной Византии проводили и православные цари Болгарии и короли Сербии, значительно расширившие свои территории за счет бывших имперских владений.

И если в отношениях между Европой и Византией вопрос о полном взаимном истреблении все же не стоял на первом плане, то по отношению к мусульманам крестоносцы проводили политику, которая по современным критериям иначе как геноцидом сложно назвать. Начало ей положило поголовное истребление мусульманского населения Антиохии в 1098 году и Иерусалима в 1099 году. «В Маарре наши воины варили взрослых язычников в котлах, детей они насаживали на вертела, как жаркое», – описывает поведение крестоносцев средневековый хронист Радульф Каенский.

Крестоносцы практиковали массовые казни плененных мусульман. Так, например, король Англии Ричард по прозвищу "Львиное сердце" велел казнить более 2000 последователей ислама, которые попали к нему в руки после захвата города Акра. Все, кто мог, бежали с земель, захваченных “воинством Христовым”. Беженцы образовали целые колонии в Дамаске и Алеппо. Остававшихся крестоносцы обложили высокими налогами. Тех, ко не мог их выплачивать, они подвергали различным экзекуциям, вплоть до смертной казни.

Европейские воины оскверняли исламские святыни. Например, в мечети Аль-Акса рыцари-тамплиеры устроили конюшню. Они разрушали мечети к мусульманские кладбища.

Не стоит удивляться, что такое поведение вызвало ответную реакцию местного населения. В то же время отношение мусульман к местным христианам, хоть и ухудшилось, но не настолько, что можно говорить о каких-то широкомасштабных репрессиях против них. Как ни странно, тогдашние мусульмане оказались достаточно просвещенными, в том числе в религиозных вопросах, чтобы не переносить свой гнев из-за головорезов-крестоносцев на всех "людей Писания". Более того, ближневосточные христиане пользовались у мусульманских правителей большим доверием. Например, главой диван аль-джейш (военного совета) знаменитого Салах-ад-Дина был христианин-копт Ибн аль-Микат.

В середине 13 века положение мусульман на Ближнем Востоке было близким к критическому из-за того, что монголы разгромили и уничтожили Багдадский халифат и вплотную приблизились к территориям, находившимся под контролем крестоносцев. У историков есть основания полагать, что в данном случае имела место скоординированная попытка окончательного решения “исламского вопроса”, принимая во внимание тот факт, что походу монголов предшествовали посещения их столицы Каракорума эмиссарами Папы римского Плано Карпини (1246) – Андре де Лонжюмо (1250) и Гильома Рубрука (1256). В ближневосточном походе монголов приняли участие христиане различных деноминаций, в том числе и греки, которые видели в кочевниках избавителей, а также крестоносцы князя Боэмунда, правителя Антиохии. Тем не менее, мусульманам удалось одержать победу.

Отношение к христианам подчас менялось в худшую сторону, что было продиктовано складывающейся военно-политической обстановкой. Так, например, по сообщению средневекового историка аль-Макризи, после взятия Дамаска монголами «христиане разрушили мечети и минареты, находившиеся рядом с их церквями. Они открыто стали звонить в колокола, носить кресты в процессиях, пить вино на улицах и обрызгивать им мусульман». В ответ на это мусульмане разграбили дома христиан и разрушили «церковь яковитов» и «церковь Марии».

Всего за время крестовых походов погибло не менее 4 миллионов мусульман. Это огромная цифра, учитывая что в тогдашних столицах Европы проживали всего лишь десятки тысяч жителей. Например, население Парижа составляло в 13 веке 80 тысяч человек.

Мамлюкские султаны, пришедшие к власти в ходе вооруженной борьбы с крестоносцами, требовавшей бескомпромиссных политических и военных мер, оказались несклонны к излишней рефлексии по поводу христиан. Тем не менее говорить о каких-то массовых репрессиях против них, как во время крестовых походов, так и после их окончательного провала и ухода крестоносцев с Ближнего Востока, не приходится. Никакого исхода христианского населения с Ближнего Востока после окончания эпохи крестовых походов не последовало. Так, в 16 веке, то есть гораздо позднее эпохи крестовых походов, христиане составляли более 50% населения Османской империи.

И это является лучшим доказательством того, что восточные христиане не являлись главными пострадавшими – они не стали беженцами и мусульмане обращались с ними не в пример крестоносцам, гораздо гуманнее.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий