Кыргызстан - немного ислама в свестском государстве

В Кыргызстане на фоне текущих политических процессов выкристаллизовываются разногласия между сторонниками секулярной модели развития общества и теми, кто выступает за присутствие в общественной жизни религиозных ценностей.

По Конституции Кыргызстан является светским государством, но уже в ходе прошлогодних выборов в Жогорку Кенеш (Верховный совет) прозвучали призывы отменить это положение Конституции. Более того в них приняла участие партия "Ыйман Нуру", апеллирующая к исламу. После того как результаты выборов в Жогорку Кенеш прошлой осенью были отменены, партия активно приняла участие в выборах различных городских Советов.

В Верховном Совете также есть ряд депутатов, которые призывают "быть ближе" к непреходящим духовным началам исламской религии, которую исповедует подавляющее большинство жителей Кыргызстана.

Однако есть немало “антиклерикалов” – как среди местной интеллигенции, так и среди депутатов. Они призывают сограждан "не арабизироваться через религию" и свято хранить обычаи предков. Пугают электорат тем, что если в Верховном совета будут, как они говорят, "псевдомуллы", то на женщин непременно наденут паранджу. И требуют, чтобы "чрезмерно увлеченные религией" ушли из парламента и "работали в мечети".

Новый виток дискуссий о светском характере государства вызвал недавно принятый Верховным Советом закон об открытии казино в Иссык-Кульском развлекательном комплексе. И хотя подразумевается, что посещать его будут исключительно иностранные туристы, ряд народных избранников выступил против принятия этого закона. Депутат Рыскелди Момбеков заявил, что «можно было не принимать такой закон в священный месяц Рамазан".

Политики вынуждены учитывать, что Крыгызстан по отношению к религии фактически разделен надвое: север страны, где расположены города и промышленные предприятия, более секуляризирован еще с советских времен. Юг Кыргызстана, где преобладает сельское население, привык опираться на традицию.

Из 3 445 религиозных организаций, зарегистрированных в стране, 3026 являются мусульманскими. В то же самое время официальная исламская структура Кыргызстана – муфтият оказалась в центре коррупционного скандала. Бывший муфтий Максатбек ажи Токтомушев был арестован, а позже помещен под домашний арест. В связи с этим раздаются голоса о том, что данное дело – не случайное, а очередной эпизод борьбы за передел влияния на важные общественные институты.

В любом случае Кыргызстан остается единственной страной в Центральной Азии, где религия непосредственно участвует в общественно-политической жизни. В других странах региона она давно и прочно отделена от государства и находится под контролем. Поборники такого подхода есть и в Кыргызстане. Однако сторонники религиозного пути также не собираются уступать своих позиций. Пока политическая система в Кыргызстане находится в стадии затянувшегося становления. Как сложится ситуация, и какой подход в итоге возобладает, покажет время.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий