Лейсан Ганиева: Мусульманских детей привлекает светская «движуха»

Лейсан Ганиева. Фото: ИА IslamNews

Окончание периода летних каникул – время подвести определенные итоги, поговорить о проблемах досуга детей из мусульманских семей на примере детских мусульманских лагерей и не только. С вопросами по теме ИА IslamNews обратилось к одному из практикующих специалистов, руководителю казанской творческой студии «Бахет ачкычы» (Ключ к счастью) Лейсан Ганиевой.

– Лейсан Фирдусовна, с чего все началось, как вы пришли к работе с детьми?

– В 2010 году мы запустили первый свой лагерь. Он прошел на муниципальной площадке «Байтик». А в целом, вопросы детского досуга впервые заинтересовали меня тогда, когда на свет появилась моя первая дочь. Разумеется, в связи с этим возникла потребность организации отдыха, который отвечал бы моим запросам и потребностям, как родителя.

– И вы не нашли такой услуги…

– На тот момент очень хорошо работал лагерь при мечети «Сулейман» в поселке Левченко в Казани. Но это было в городе, загородных лагерей на тот момент я не нашла. Можно сказать, что это стало отправной точкой. Таким образом, первая смена, которую мы провели в лагере «Байтик», прошла удачно. Причиной этому было также то, что во время своей студенческой жизни я работала в светских лагерях, то есть имела опыт работы вожатого. К тому же моя мама более двадцати лет работала директором детского подросткового клуба: то есть я не понаслышке была знакома со структурой этой деятельности.

– Как видят родители досуг и в целом внешкольное времяпрепровождение своих детей?

– Как мама, при выборе кружка или секции для своего ребенка я, конечно, в первую очередь смотрю на соответствие занятий моим религиозным убеждениям, моральным и иным ценностям. Возьмем, например, бассейн. Во-первых, я смотрю, можно ли ребенку находится там в буркини (мусульманский купальник); во-вторых – не пересекаются ли мужские и женские занятия по времени, разделены ли группы по гендерному признаку соответственно, в-третьих, педагог – мужчина или женщина. Подобный набор требований, наверняка, есть у каждого родителя-мусульманина.

Другое дело, когда в картине мира родителей вовсе нет понятия «кружковая деятельность ребенка». Их задача вырастить детей в религиозной атмосфере, привить адаб (мусульманскую этику), ахляк (нравственность) и выдать замуж (женить). К сожалению, при таком подходе не учитываются такие факторы, как самореализация ребенка, выработка и приобретение коммуникативных, творческих, научных или иных навыков и интересов. Получается такая закрытая атмосфера, в результате которой потенциал, заложенный Богом в человеке, остается нереализованным. В итоге к 14-15 годам, родители-мусульмане получают «трудного» подростка. Этот подросток, который не испытывал ярких эмоций (здесь, конечно, мы не говорим о каких-либо запретных деяниях), начинает их искать. А где он их найдет – все зависит от каждого конкретного случая, а именно от степени запущенности индивидуального психо-эмоционального состояния.

– Что касается вашей целевой аудитории – детей из мусульманских семей: кто они, чем интересуются?

– Задачи у родителей одни, а потребности детей другие. Новое поколение хочет активно развиваться в том или ином направлении. К сожалению, мы наблюдаем недостаток мусульманских площадок для развития детей, которые, в том числе, отвечали бы требованиям родителей. У нас есть образовательные курсы в мечетях, детское дошкольное образование. При этом выпадает из поля зрения кружковая деятельность. Такого формата, как клуб – где дети могли бы в любое время просто пообщаться, развить какие-то свои навыки, реализовать свои таланты, практически нет. Школа, как правило, не всегда способна предоставить такую площадку.

– Какие светские площадки, по вашему мнению, отвечают запросам детей в сфере досуга?

– Можно с определенной долей уверенности сказать, что власти Татарстана развивают досуговое направление. В городах реконструируются детские подростковые клубы. Формируются нейтральные общественные пространства для детей в виде коворкинг-центров. Школьник сегодня может прийти в комфортную красивую обстановку просто поделать уроки. Плюс – масса бесплатных семинаров с интересными спикерами.

Мусульмане могут посещать светские кружки наряду с получением религиозных знаний в мечетях. Проблема в том, что некоторые родители-мусульмане не всегда одобряют посещение детьми светских кружков. Зачастую дети хотят заниматься публичными выступлениями – им нельзя, фотографированием – нельзя, музыкой – нельзя и т.п. В таком случае есть определенные площадки, где есть гимнастика без музыки и масса других альтернативных вариантов.

Не стоит сужать религию до сплошных запретов: важно не замыкаться в себе и активно взаимодействовать, участвовать в полезных мероприятиях – ведь это не запрещено шариатом. Если хотите, нужно развенчать навязываемый стереотип о «мусульманах-террористах». На мой взгляд, активное участие детей-мусульман в общественной жизни положительно влияет на общий уровень согласия в обществе.

– Как развить в детях это общественное начало?

– Дети всегда остаются детьми. Они находятся под влиянием светского общества, прежде всего, потому что в светском обществе есть «движуха». Например, смотрят «крутых блогеров», невольно стараются подражать им. Это не всегда нравится родителям. Нам нужно создавать свою блогосферу, свои позитивные публичные личности. А если смотреть шире – в целом среду, как в интернете, так и в реальной жизни, в которой молодежь будет находить для себя интерес, и это будет согласовываться с нормами ислама и общепринятыми человеческими ценностями.

Как правило родители не видят в своих детях, если хотите, клиентов. Это можно продемонстрировать на простом примере – веление ислама приобретать знания. Да, Аллах в Коране предписывает людям учиться. Почему-то взрослые думают, что дети рождаются с этим навыком. Но это не так. Если не воспитал, не привил интерес к учебе, то соответственно его не будет. В основном родители приказывают учиться, а не рекламируют этот навык. Педагог, не видящий в ребенке клиента, не адаптирует свои знания под целевую аудиторию, стало быть – нет состыковки, контакта «учитель-ученик».

Другая проблема, с которой к нам обращаются родители – как привить интерес к посещению мечети. Детей 10-12 лет легко уговорить или заставить пойти в мечеть. А дальше становится сложнее. Мы не выискиваем какие-то проблемы или недостатки, а говорим о существующем положении дел. Возможно, формат кружков и секций не подходит для мечетей – здесь следует спросить наших ученых, богословов. Тем не менее, такая проблема существует.

– Что вы думаете о детских мусульманских лагерях, как сегодня обстоят дела в этой сфере?

– Судить об общей картине я могу, исходя из запросов вожатых детских мусульманских лагерей, с которыми мне доводилось работать последние несколько лет. Меня привлекали в качестве лектора в школу вожатых мусульманских лагерей Татарстана, которая проходила в стенах Ресурсного центра по развитию исламского образования в КФУ.

Во-первых, на тот момент отсутствовала единая программа проведения таких лагерей. Сейчас этот пробел восполнен – ДУМ РТ разработало единый стандарт в этой области. Однако год от года программу нужно пересматривать, актуализировать с учетом меняющегося спроса целевой аудитории.

Во-вторых – усталость ребенка от учебы. Лично я связываю ее с отсутствием свободного пространства для заложенного Всевышним эмоционального, творческого развития ребенка, о котором мы уже говорили.

В-третьих – все тот же недостаток клиенто-ориентированности вожатых. Кадры, как известно, решают все. Если человек весь год преподает на курсах при мечети, а потом летом то же самое рассказывает детям – трудно будет достичь желаемого эффекта.

– Каким должно быть в детских лагерях соотношение религиозных знаний и, так называемого «шоу»: всевозможных игр, тренингов квестов и т.п.?

– Родители видят своих детей обучающимися 24 часа в сутки. Дети 24 часа в сутки только и делали бы, что отдыхали. Проблема организатора отдыха – совместить эти потребности и удовлетворить каждую из сторон. Более того, даже в ограниченный срок – 7, 10 или 14 дней отдыха – способствовать гармоничному развитию ребенка.

В наших мероприятиях треть общего времени мы уделяем знаниям – лекциям, тренингам, которые проходят чаще всего утром. Треть отдается спортивным играм. Оставшуюся часть выделяем под проектную деятельность, которая позволяет раскрывать и реализовать таланты. В закрепление полученного материала вечером, перед сном, мы проводим сбор обратной связи «мухасаба» – аналог «свечки». Роль «мухасабы» трудно переоценить – так как путем проговаривания пережитых эмоций ребенок еще раз подчеркивает и закрепляет для себя интеллектуальные, эмоциональные наработки, которые он сделал за день.

– Какие формы работы с детьми из мусульманских семей, помимо лагерей, вы могли бы выделить?

– Могу отметить любопытный опыт проекта «Апельсин», в котором я непосредственно участвую. Прежде всего, поводятся тренинги, выработки различных коммуникативных компетенций – например, переговоры. Мы с ребятами 11 – 14 лет моделировали ситуации, в которых нужно было избежать или аккуратно выйти из разгоревшегося конфликта. Также хорошо себя зарекомендовал формат круглого стола, который позволяет приобрести навык публичных выступлений и ведения публичных дискуссий, что совершенно необходимо молодому человеку в наше время. Ну, и конечно, спорт, разнообразные спортивные игры. За год через нас проходит порядка 300 детей. На основе этой выборки могу с уверенностью сказать, что до 70 % ребят не занимаются ни спортом, ни физкультурой. Поэтому одна из наших целей – побуждение к началу занятий физкультурой или определенным видом спорта.

– Что изменилось в области досуга и внешкольных занятий детей из мусульманских семей за последнее время?

– Несомненно, осовременились родители. Все чаще они задумываются об адаптации своего ребенка во взрослой жизни – профессиональной, семейной и иных сферах. Вырос уровень доверия родителей. А вот дети – напротив. Раньше дети были более открытыми. Сегодня они более избирательны: «мне это не интересно», «там нет движухи», «в этом аккаунте мне делать нечего» и т.д. Каждый год преподносит новые вызовы – есть куда расти!

– Спасибо за содержательную беседу!

Автор: Ренат Музаферов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий