Место Пророка, как место молитв

Пещера Хира в Мекке

Одним из распространенных споров среди мусульман является вопрос возведения мечетей и иных сооружений на могилах пророков и известных личностей исламской истории, условно говоря, святых. Спектр мнений очень широк и колеблется от категорического отрицания дозволенности сооружения строения, тем более для молитв, до полного одобрения. При этом те и другие прибегают к хадисам, одни из которых дозволяют, другие запрещают подобные действия. Дальнейший спор, как правило, перетекает в русло доказательства и доводов-далилей, почему тот хадис «слабый» или, напротив, «хороший».

То же самое касается памятных, сакральных мест, связанных с исламской историей, конкретными личностями в истории ислама. Например, Гора Света в Мекке, на вершине которой находится пещера Хира, где Пророк, мир ему, проводил дни и ночи в молитве, и где получил первые откровения Корана. Многие паломники стараются совершить намаз в узкой пещере, где молился Пророк, алейхиссалам. Но немало и таких хаджиев, кто считает это действие ширком-многобожием. У подножия Джабаль ан-Нур разместились специальные офисы, куда саудиты зазывают идущих на вершину паломников (и спускающихся вниз) и показывают фильм, после которого у части хаджиев пропадает желание посетить место молитв Пророка Мухаммада, мир ему. Они начинают считать это действие «малым ширком». Фильм переведен на многие языки, и практически любому хаджи покажут понятную ему версию на его языке.

Однако, если обратиться непосредственно к священному Корану, то мы увидим, что Всевышний Аллах не только не запрещает, а, даже напротив, повелевает чтить подобные места.

«Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления», – говорит Бог в Коране. (Сура 2, аят 125).

Всевышний повелевает сделать место, где Пророк Ибрахим достраивал Каабу, местом молитв Богу. И человек, совершив молитву на месте (макаме ) Пророка, напротив, проявляет покорность повелению Всевышнего.

Как известно из истории, в начале ХХ века, завоевав Хиджаз, воины ибн Саудов разрушили усыпальницы родных Пророка и сподвижников, не оставили камня на камне. Единственное, они не осмелились разрушить мечеть Пророка, Масджид ан-Набави, в которой находится усыпальница Посланника Аллаха.

Когда противники возведения мечетей на сакральных местах слышат данный довод, как правило находится следующее объяснение: мечеть стоит отдельно, могила Пророка отдельно, они просто соединены общей стеной и обшей крышей. А ведь под это довод можно подвести и другие мечети, где молитвенные залы соседствуют с усыпальницами великих личностей ислама.

Многие из нас видели кадры разрушенных в Сирии и Ираке мечетей, когда часть территорий этих стран оказалась под властью различных группировок. Мечети взрывались, сносились бульдозерами под предлогом того, что они построены\на могилах людей (или рядом), и сакральных местах, а это, якобы, ширк, отклонение. В одном только Мосуле были взорваны мечети Марьям хатун (1821), Султана Ваиса (1838), Аль-Хадра, мечеть халифа Умара.

Но если обратиться непосредственно к Корану, опять же мы увидим, что Всевышний не упрекает людей за строительство мечети в сакральном месте:

«А те, которые отстояли свое мнение, сказали: «Мы непременно воздвигнем над ними мечеть», – говорит Бог в Коране (сура 18, аят 21).

В этом аяте речь идет о «людях пещеры», уснувших на много лет. Всевышний сообщает, что верующие люди решили построить храм на том месте, где уснули отроки, и молиться в нем. И Аллах не упрекает их за это решение, не говорит, что это многобожие, а лишь констатирует факт строительства мечети на том самом месте, где уснули люди пещеры.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Некто 17 Января
Ответить

Однажды с братом обсуждали суфистов, и я спросил его мол ты хотел бы карамат который им приписывают чаще всего (полёт если что), он ответил что нет т.к. не хочет что бы какой нибудь джахиль его чудотворцев называл.

Яндекс.Метрика