Метод ведения диалога с представителями разных религий от ЕСФИ

Приводим постановление Европейского совета фетв и исследований (ЕСФИ) №6 (1/IV): Шариатская норма диалога между религиями.

Многие используют выражение «сближение между религиями», но правильнее использовать другие слова, такие как «диалог», «совместная деятельность» и «сотрудничество», и по этому случаю Совет напоминает о том, что если целью является ликвидация различий между религиями с тем, чтобы встретиться где-то посередине, например, объединяя единобожие и веру в Троицу, или отрицание наличия каких бы то ни было недостатков у Всевышнего и уподобление Его творениям, то это отвергается последней и полной религией. Всевышний сказал: «Так суди же их, согласно тому, что ниспослал Аллах, не следуй желаниям их и остерегайся, дабы они не отвратили тебя от части ниспосланного тебе Аллахом»[1].

Однако при этом диалог, совместная деятельность и сотрудничество между посланием ислама и другими небесными посланиями – это приемлемые смыслы, это основано на повелении Всевышнего Аллаха «и веди спор с ними наилучшими средствами»[2], а также на словах Великого и Всемогущего «О обладатели Писания! Обратитесь к слову, единому для вас и для нас, чтобы не поклоняться нам никому кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха”»[3].

Также здесь следует брать в качестве примера Сунну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в диалоге с христианами из числа жителей Наджрана[4] и другими[5]. Причина этого заложена в основополагающих принципах ислама, в общей вере в единобожие, в пророчества, в общность происхождения человека, во всеобщность послания и обязанность призыва к Великому и Всемогущему Аллаху путём диалога и ведения диспутов наилучшим образом, держась вдали от любых видов принуждения и посягательств на религиозные чувства оппонента. Это объясняется тем, что даже если послание ислама отличается от иных небесных посланий в своих известных основополагающих принципах и частных вопросах, эти послания имеют другие заслуживающие внимания общие принципы.

Например такие, как общность веры во Всевышнего Аллаха, в пророчества, в Последний День, в принципы нравственности, в такие основы общественного устройства как семья, охрана окружающей среды, проблема прав человека, притесняемых народов, противление беззаконию и несправедливостям на всех уровнях, региональных и государственных, распространение духа терпимости, отказ от фанатизма, губительных войн и агрессии.

Эти смыслы сближения с последователями других религий подкрепляются усилением порывов идеологии материализма, вседозволенности, атеизма и подрыва устоев общества в свете революции в связи, превратившей мир в маленькое селение, которое скоро пойдёт по одному пути.

Всё это укрепляет усилия, направленные к диалогу и сотрудничеству с последователями других религий, в особенности с обладателями Писания, с целью возвышения общих ценностей и их защиты, вместо того чтобы постоянно бередить рану разногласий. Всевышний сказал: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – это самый набожный»[6]. Тот, кто был направлен для призыва, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовал, что все рабы Аллаха – братья[7], Всевышний Аллах сказал: «Помогайте друг другу в делах праведных и благочестивых, но не помогайте в греховных и преступных делах»[8].


[1] Сура «аль-Ма’ида» («Трапеза»), аят 49 (прим. пер.).

[2] Сура «ан-Нахль» («Пчёлы»), аят 125 (прим. пер.).

[3] Сура «Ал ‘Имран» («Семейство ‘Имрана»), аят 64 (прим. пер.).

[4] Наджран – историческая область на юго-западе Аравии, ныне административный округ в КСА (прим. пер.).

[5] История Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с христианами Наджрана известна, она рассказана в толкованиях Корана и в жизнеописаниях Пророка, также сообщения об этом передаются от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса у Ибн Джарира в его «Тафсире» (III/305), и у аль-Байхакы в «Даля’иль ан-нубувва» (V/384). Также об этом рассказывается в хадисе Кураза бин ‘Алкамы у ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-аусат» (№ 3918), и у аль-Байхакы в «Даля’иль ан-набувва» (V/382). Также это передаётся в хадисе Джабира бин ‘Абдуллаха у аль-Хакима в «аль-Мустадрак» (II/593). Все эти сообщения подтверждают достоверность описанного, сама история вкратце передаётся в «Сахих» аль-Бухари (№ 4119) от Ибн Мас‘уда.

[6] Сура «аль-Худжурат» («Комнаты»), аят 13 (прим. пер.).

[7] Здесь указывается на хадис Зайда бин Аркама, он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил в конце молитвы: «О Аллах, наш Господь и Господь всего, я свидетельствую, что Ты один – Господь, и нет у Тебя сотоварища», и в нём говорится: «…и я свидетельствую, что все рабы Аллаха – братья». Хадис передали Ахмад (№ 19293) и Абу Дауд (№ 1508), иснад его слабый, однако сам факт братства человечества утверждается Кораном во многих аятах, рассказывающих истории пророков с их народами.

[8] Сура «аль-Ма’ида» («Трапеза»), аят 2 (прим. пер.).

Перевод Руслана Тагирова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий