МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Kh.Kireyev
Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает  в свой оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конку­рентную борьбу, на мировом рынке труда. Миграция – явление, неизбежным следствием которого становится услож­нение экономической и общественной жизни. И в тоже время она откры­вает новые возможности.Согласно исследованиям ООН каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные эмигранты составляют сейчас более 15% населения в более чем 50 странах [1]. Миграция существовала всегда. Например, в дореволюционной Москве традиционно лучшими часовщиками считались евреи, торговцами табака – караимы, обувщиками – ассирийцы. В брежневские времена на вредных производствах работали вьетнамские и лаосские рабочие. Крах мировой социалистической системы, развал СССР вызвали массовый поток мигрантов, представляющий в основном дешевую и бесправную рабочую силу. Стихийность и непоследовательность социально-экономических реформ, политическая нестабильность в постсоветских республиках стали причиной массовой безработицы, обнищания народа. Люди в поисках работы стали мигрировать по всему миру, многие предпочли ехать в Россию. В стране резко увеличился приток неконтролируемой иностранной рабочей силы. Счет идет не на тысячи, а на миллионы. Большинство мигрантов приезжает из крупных городов и столиц (около 60%) или из небольших городов (около 25%); мигрантов из села мало (не более 15%).Крупные города и густонаселенные регионы России наводнены мигрантами, что в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. При официальном уровне безработицы порядка 5,5 миллионов, иностранные трудовые эмигранты по данным Госкомстата занимают порядка 4 миллионов рабочих мест. По прогнозам к 2030 году их число достигнет прочти 20 % от населения страны. Такая «перспектива» развития миграционных процессов в обществе воспринимается крайне негативно.

Особой проблемой для многих стран является нелегальная миграция, которая состоит из трех компонентов: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость.  В России наиболее распространена нелегальная занятость. Из тех, кто работает, разрешение на работу имеют менее 30%, а регистрацию по месту жительства – около 50,% да и те в основном фальшивые. Мигранты трудятся в разных сферах. Например, в Москве у них такое распределение:43% – на стройках, их удел – должности чернорабочих, каменщиков и бетонщиков; 21% – торгуют на вещевых и продуктовых рынках; 14% – ремонтируют квартиры и всевозможные конторы; 8% – работают слесарями в автосервисе; 6% – трудятся на низовых позициях в ресторанах и кафе; 5% – крутят баранки автобусов и троллейбусов; 3% – окопались в столичных офисах. [2]            Часто миграция имеет криминогенный характер, что обостряет и без того сложную криминальную обстановку в стране. По данным Генпрокуратуры 96 тысяч уголовников, объявленных в розыск по СНГ, находятся сегодня в России под видом иммигрантов. В своем выступлении на правительственном часе в Госдуме об основных приоритетах миграционной политики и о мерах, принимаемых правительством РФ по совершенствованию действующего законодательства, заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин отметил, что за последние 10 лет число преступлений, совершённых иностранными гражданами в России увеличилось в 2,5 раза. При этом удельный вес граждан СНГ составляет более 90 процентов. [3] Анализ угроз национальной безопасности России в миграционной сфере показал, что в основном они связаны, хотя и незначительно, с формированием различных криминальных национальных сообществ, моноэтнического бизнеса, теневых секторов экономики в регионах с привлечением нелегальных мигрантов.    Все это порождает массу проблем для власти и общества.

На заседании Совета безопасности России в октябре прошлого года было констатировано, что проблемы незаконной иммиграции и связанная с нею криминальная деятельность, достигли масштаба угроз национальной безопасности.Основной поток незаконной миграции около (90%) в Россию идет из стран СНГ, (10%)  – из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии.  Численность незаконных мигрантов в регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0,5 до 3% населения, в Москве она составляет более 10%. Безусловно, катализатором притока нелегальных мигрантов в Россию служит упрощенный и безвизовый режим со странами СНГ. Опрос, мигрантов показал, что по гостевым визам в Россию въехали (39%), туристическим (31%) и учебным (11%). Часть респондентов (16%) въехала в Россию без виз, используя безвизовый режим въезда со странами СНГ. Незаконно пересекли границу (3%) [4]. Данные c разных участков границы РФ и опроса задержанных на пограничных пунктах показали, что основными направлениями потоков незаконной миграции являются: а) на въезд в Российскую Федерацию: российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга; б) на выезд из Российской Федерации – российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга. В последние годы многие страны мира, особенно Европы, страдают от демографического кризиса, от недостатка рабочих рук. В нашей стране, контуры этой проблемы стали вырисовываться, начиная с 80-х годов, когда соотношение вступающих в трудоспособный возраст и выходящих из него поколений стало критический меняться. Уже через десять лет Россия вступила в полосу депопуляции. Каждый год страна по разным причинам теряет почти миллион человек, из них в трудоспособном возрасте в среднем умирает 450 тысяч мужчин и 60 тысяч женщин. Прогноз на будущее тоже не утешителен по подсчетам Госкомстата РФ, после 2005 года в стране ожидается естественная убыль трудоспособного населения, которая составит  за 10 лет 14%. К этому времени каждый третий из числа пожилых людей будет относиться к группе самых старых (75 лет и старше). Уменьшение числа работающего населения по отношению к пенсионерам приведет к перенапряжению системы социального обеспечения и дефициту на рынке труда. В ежегодном американском докладе-прогнозе (Mapping the Global Future) развития ситуации в мире до 2020 года, подготовленном авторитетным Национальным советом по разведке США, авторам исследования достаточно пессимистичным видится демографическое будущее России: «Продолжится существующая тенденция снижение рождаемости и сокращение продолжительности жизни, что может серьезно повлиять на политическое развитие, а также на трудовые ресурсы и здоровье людей» [5].

Очевидно, что если в России начнется экономический подъем и возрастет потребность в рабочей силе, то демографическая проблема может стать фактором, ограничивающим возможности  экономического и социального роста. Рабочая сила станет, пожа­луй, самым дефицитным ресур­сом. По прогнозам, в ближайшие годы нас ожидает дефицит рабочей силы от 5 до 7 млн. человек. Для устойчивого экономического развития России необходимо, чтобы каждый год в страну въезжало около миллиона мигрантов трудоспособного возраста. Привлечение рабочей силы практикуется во всем мире, и мы тоже заинтересованы в такой практике. Миграция населения (прежде всего трудовая) – нормальное и даже позитивное явление, позволяющее восполнить естественную убыль числа трудоспособных лиц в результате смерти и старения. Анализ состояния миграционных процессов в России свидетельствует о том, что основным источником роста населения и трудовых ресурсов страны в течение последних десятилетий является миграция.          В создавшихся условиях, пусть даже это кому-то и не нравится, миграция объективно становится для России фактором желательным и необходимым. Пока только миграция сдерживает резкое сокращение численности населения страны и восполняет ее трудовые ресурсы. Поэтому в последнее время государство рассматривает мигрантов, не просто, как лимитчиков, а как стратегический трудовой ресурс. В тоже время избыточная бесконтрольная миграция опасна, так как она может изменить культурно-этнографическую карту страны  ослабить ее общественно-политическое единство. Отсюда понятны опасения Председателя Совета Федерации С. Миронова, который высказался против решения демографической проблемы в России только за счет мигрантов, указывая на известные события во Франции. Спикер верхней палаты за повышения рождаемости и доведение населения России до 300 млн. человек. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в этом году В.В. Путин  подчеркнул, что демографическую ситуацию в стране надо менять, и делать это надо с помощью трех составляющих. Первое – снижение смертности. Второе – эффективная миграционная политика. И третье – повышение рождаемости. «Никакие меры в области миграции не позволят решить проблему без увеличения рождаемости», – указывает глава государства. Для этого, он считает, надо проводить демографическую и семейную политику, создавать нормальные условия для рождения и воспитания детей. «Для улучшения жизни людей, – заявил Президент РФ, – у  России, существует огромный потенциал» [6].        Для России с ее гигантской территорией и бескрайними просторами вопрос демографической стабильности для обеспечения целостности государства и национальной безопасности особенно актуален.  У  наших дальневосточных  соседей,  которые  имеют к России территориальные притязания, наблюдается другая проблема, крайний дефицит земель пригодных для жизни. Как пишет Академик РАМН В.П. Казначеев,  во всей азиатской части России к 2025-2030 гг. останется всего 8-9 млн. человек в трудоспособном возрасте, в то время как по ту сторону китайской границы будет находиться до 600 млн. человек. Сможет ли Россия выдержать такое давление? Что мы сможем противопоставить? В таких условиях, как бы нам самим не оказаться чужестранцами в родной стране! Уже сейчас граждане Китая на Дальнем Востоке  составляют около половины населения некоторых районов Амурской области, Хабаровского и Приморского краев. Ими создаются множество фирм, занимающихся визовой поддержкой и оформлением документов китайцам, стремящихся иммигрировать в Россию. Появились фирмы специализирующиеся на освоении новых российских городов, где про китайцев только слышали. Идет концентрация средств китайских предпринимателей в России для  организации с их помощью поставок в Китай природного сырья и промышленных изделий. В тоже время из Китая в Россию идет ввоз крупных партий низкокачественных товаров, продуктов питания и контрабанды.

Сокращение коренного населения приграничных территорий на востоке страны и массовое заселение их иммигрантами не отвечает геополитическим интересам РФ. Ситуация на Дальнем Востоке требует принятия срочных мер: 1) укрепление контрольно-визовой службы на границе для пресечения нелегальной миграции; 2) создание нормальных социально-экономических условий для местного населения; 3) массовое привлечение эмигрантов из стран СНГ в этот регион с перспективой  трудоустройства и получения российского гражданства;        Все это должно способствовать решению следующих задач: – заселению пустующих земель и защите их от миграционной экспансии со стороны стран Юго-Восточной Азии; – ослаблению миграционных потоков в центральные густонаселенные и южные регионы страны; – уменьшению оттока местного населения вглубь страны.       По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова: «Крупные экономические проекты, прежде всего проекты по развитию Сибири и Дальнего Востока, могут стать привлекательными для жителей бывших союзных республик. Работа там найдется не только для граждан России, но и для наших соотечественников, и для тех иностранцев, кто готов и хочет поработать у нас временно» [7].          Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур, занимающихся  вопросами учета и обеспечения занятости трудовой миграции. Россия в последние годы стала напоминать проходной двор, куда мигранты толпами приезжают, уезжают и никто у нас не знает, где они были, чем они занимались. По данным Директора Федеральной     миграционной службы (ФСМ) К. Ромодановского, только за один год в Россию взъезжает до 20 миллионов мигрантов, и только 15% имеют письменный контракт с работодателем.[8]. Это говорит об очень низком уровне формализации трудовых отношений у мигрантов с работодателем.  В первую очередь это отрицательно сказываются на социальной и правовой защищенности самих работающих мигрантов. Не выгодно это и  государству, мимо казны которого проходят огромные деньги. Много нелегалов работает на  торговых рынках. Например, в одной Москве официально зарегистрировано 170 рынков. В прошлом году казна с них получила 468 миллионов рублей налогов, в то время как товарооборот на этих рынках составил 300 миллиардов рублей. Экономический ущерб от теневой экономики оценивается миллиардами долларов, утекающих из страны. По данным Федеральной налоговой службы РФ, только прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными иммигрантами, составляют более 200 миллиардов рублей. Для сравнения, 200 миллиардов рублей сопоставимы с расходами федерального бюджета, выделяемыми в этом году на образование или на социальную политику. При этом сумма денежных переводов из РФ граждан Грузии составляет примерно 20% ВВП этой страны, граждан Молдавии – 30% [9].  Почти 50% всей приобретаемой в российских банках наличной валюты истребуется по документам иностранцев. В минувшем году эта сумма составила почти 8 миллиардов долларов. Немалая часть этих денег оседает в карманах наших коррумпированных чиновников, которые закрывают глаза на многочисленные нарушения со стороны мигрантов. В стране уже сложилась «системная коррупция», которая порождает нелегальную миграцию, питается от нее и покрывает ее. По экспертным оценкам российские чиновники  в год берут разного рода взяток до 40 миллиардов долларов, определенно не малая  часть этих денег идет и от мигрантов.          Данная ситуация не нормальна,  когда обогащаются все кроме государства. Необходимо срочно вывести миграцию из теневого сектора экономики, придать ей цивилизованные формы, восстановить финансовые потери; добиться того, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.              В тоже время надо изменить отношение в обществе и к самим мигрантам. Они, можно сказать, находятся в положении современных рабов, труд которых практически ничего не стоит. В целях получения  сверхприбыли предприниматели предпочитают брать на работу нелегалов, подход работодателей к гастарбайтерам прост: лопату побольше, зарплату поменьше. Из гастарбайтеров  выжимают все, и еще при этом экономят на элементарных требованиях охраны труда, что часто приводит к тяжелым травмам и человеческим жертвам.         Пример тому недавняя трагедия на Басманном рынке в г. Москве, когда в результате обрушения крыши погибло 66 человек. Все они, кроме двух, были приезжими из стран СНГ. Опять же все случилось из-за алчности руководства рынка, которое, нарушив все запреты технической комиссии, продолжало эксплуатацию здания. Сколько за год по тем же причинам погибает гастарбайтеров на производстве и на стройках, по-видимому, мало кого интересует, и никто не несет за это ответственность. Получается впрямь как в том анекдоте про медведя, который охранял стройку и питался таджиками, «которых не кто не считал». Этот анекдот не далек от истины и только потому, что на стройках, слава Богу, нет медведей. Мигранты, ни от чего не застрахованы и практически беззащитны перед любыми нарушениями их прав и интересов. Этим активно пользуются криминальные группы, создавая свой черный рынок труда по законам средневековья. Чтобы навести порядок в этой сфере, прежде всего, необходимо легализовать мигрантов, защитить их скромные права. Надо дать возможность гастарбайтерам честно трудится, жить в человеческих условиях, платить налоги государству, а не взятки чиновникам и милиции.        Как свидетельствует  социологический опрос, проведенный Институтом социологии РАН среди мигрантов в Москве, есть много факторов, которые мешаю приезжим интегрироваться в российское общество. На вопрос, «что больше всего мешает вам для нормальной жизни и работы из ниже перечисленного», были получены следующие ответы [10]:







   Да мешает


И да, и нет


   Нет






                  66,4


                    16,4


   1,1





Все слишком дорого


                   52,5


                     29,3


  16,8





Слишком много криминальных элементов


                   52,1


                     24,3


  18,2





Трудно найти подходящее жилье


                   47,7


                     19,7


  23,7





Людей моей национальности не везде берут на работу


                   42,5


                     21,8


  21,1





Многие здесь стремятся нажиться на приезжих


                    41,4


                      21,2


   24,5





Слишком много приезжих


                     39,4


                      13,3


   34,4





Москвичи ведут себя агрессивно и надменно


                     24,4


                        31,5


   27,6

















«Россия заинтересована в привлечении трудовых ресурсов из-за рубежа, но те, кто приезжает к нам,  должны не нарушать закон. Соблюдение правил, в том числе уплата налогов, позволит обеспечить социальные гарантии и самим мигрантам. При этом, миграционное законодательство не обязательно должно быть жестким: жесткость нужна в контроле над его соблюдением». Об этом заявил журналистам спикер Госдумы Борис Грызлов, комментируя вопросы миграционной политики и миграционного законодательства в Международный день мигранта 18 декабря [11].            Геополитические и национальные  интересы  России  требуют срочных  мер по формированию нового типа законодательства в миграционной сфере. Эта проблема не решается сама по себе, здесь нет быстрых  и  простых  решений. Нам нужна тактически выверенная стратегически долгосрочная программа, которая отвечала бы интересам государства и многим миллионам русскоязычных людей, которые остались в странах СНГ.

Решением президента в конце прошлого года была создана Межведомственная рабочая группа по совершенствованию иммиграционного законодательства, задача которой – выработать продуманную миграционную политику Российской Федерации с учетом международных рекомендаций. В правительстве уже существуют разработки в этом направлении. Один из таких документов – «Концепция демографического развития страны на период до 2015 года». Этот документ выделяет следующие основные задачи в области миграции и расселения: –  регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения; – повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития РФ; – обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного отношения к ним.        Что касается совершенствования миграционной политики, то, по словам В.В Путина,  приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом он считает необходимым все больше стимулировать приток в страну квалифицированных мигрантов: людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям.        Спикер Совета федерации Сергея Миронова на парламентских слушаниях посвященных миграционной политике РФ заявил: «Россия обязательно должна привлекать трудовых мигрантов, но не только. Я считаю, что мы должны привлекать в Россию всех соотечественников, граждан СССР. Это наши люди!» Он также отметил, что таких в странах СНГ и Прибалтики проживает не менее 25 миллионов человек. По мнению Миронова, для них нужно не только упростить миграционное законодательство, но и создать федеральную целевую программу по возвращению на Родину. [12] Между тем, как сообщает Федеральная миграционная служба, такая программа уже создана. Власть, исходя из реальной миграционной обстановки, когда миллионы бывших соотечественников из стран СНГ находятся в России на нелегальном положении, решила провести широкомасштабную либеральную миграционную реформу. По мнению Лидии Графовой, руководителя «Форума переселенческих организаций» эта программа  позволит, решить судьбу «5 миллионов давно живущих и давно интегрировавшихся в общество наших соотечественников, которые сейчас являются нелегалами, из которых 3,5 миллиона – нелегальные трудовые иммигранты, приехавшие на заработки, а 1,5 миллиона – те, кто вернулся на свою историческую Родину, и хотят постоянно жить в России» [13].Госдумой РФ 17 марта этого года в первом чтении был принят законопроект «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и поправки к действующему закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ». По словам главы думского Комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина, речь идет об общей либерализации режима. Теперь мигрантам не будут вменять в обязанность проходить разрешительную регистрацию в милиции. Облегчить жизнь гастарбайтерам депутаты решили с помощью уведомительного порядка миграционного учета. Мигрантам предоставят и долгожданную свободу передвижения, запрещенную действующим законодательством. Правда, работать в любом регионе страны смогут лишь те иностранцы, у которых есть разрешение на временное проживание. Сам же «мандат» будет выдаваться на льготных условиях иностранцам, прибывшим из тех стран, с которыми у России действует безвизовый режим. А это все государства СНГ, кроме Грузии и Туркмении. Граждане именно этих стран будут получать документ без учета установленных правительством квот. Кроме того, депутаты решили освободить мигрантов от обязанности ежегодной перерегистрации, а при смене места пребывания иностранец сможет известить миграционную службу о переезде по почте. Учитывать же всех мигрантов будут миграционные службы с помощью специального информационно-миграционного банка данных, отметил глава комитета [14].        Как это часто бывает, по ключевым вопросам общественной жизни мнение парламента и кабинета министров кардинально расходится с мнением простых россиян. Последние опросы общественного мнения однозначно говорят о том, что большинство граждан РФ выступают как раз за ужесточение миграционной политики, а не за ее либерализацию. По данным фонда «Левада-центр», 59% россиян считают необходимым законодательно ограничить приток трудовых мигрантов, и лишь 22% предлагают не возводить на пути гастарбайтеров административных барьеров.Этот законопроект имеет, как сильную, так и слабую сторону. Сильная сторона – будут легализованы  миллионы мигрантов, которые уже находятся в России, среди которых много наших соотечественников из стран СНГ. Гастарбайтеры будут платить налоги из заработной платы, и находиться в системе учета  и контроля. Слабая сторона – слишком упрощен порядок пребывания на нашу территорию всех, кто просто этого хочет.  Есть опасения, что такой наплыв неквалифицированной рабочей силы может привести к перенасыщению рынка труда, ухудшению социальной и криминогенной обстановки  в стране.  Нельзя забывать, что у нас у самих безработных  около 6 млн. человек. В таких вопросах власть в первую очередь должна учесть интересы своих граждан. Спрашивается, почему не провели всенародное обсуждение этого законопроекта, не учли мнения и пожелания простых людей, ведь именно они буду терпеть все социальные неудобства и лишения связанные с миграционным нашествием.Нам представляется, что оптимальный путь – квотировать миграцию, как это делают в западных странах, во-первых, это уменьшит поток нелегальной миграции, во-вторых, это даст возможность выбора кадров, ведь нам нужны хорошие специалисты врачи, инженеры, программисты, а не только дворники.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика