Мишари – наследники кипчаков

Реконструкция внешнего вида половцев, выполненная по черепам. Подобные типажи очень часто встречаются в татарских селах Нижегородчины

Реконструкция внешнего вида половцев, выполненная по черепам. Подобные типажи очень часто встречаются в татарских селах Нижегородчины

Теги:



2
19 Июля (09 Зу-ль-хиджа)

На вопрос, каково происхождение татар-мишарей, до сих пор нет однозначного ответа. Разные гипотезы не объясняют до конца их появление в местности, которую исторически именовали Мещера, и которая граничила с Половецким полем.

Все исследователи соглашаются, что язык мишарей изначально был тюркским. Дальше начинается работа лингвистов, которые однозначно утверждают, что в мишарском диалекте присутствуют особенности, которые также можно выделить в языках караимов, балкарцев, кумыков и «тех, кому принадлежал язык письменного памятника Codex Cumanicus».

Codex Cumanicus, он же «Половецкий словарь» (не путать с «Хазарским словарем» М. Павича) – письменный памятник, содержащий слова половецкого языка в латинской транскрипции и их перевод на латинский и немецкий языки, заметки по грамматике половецкого языка и перевод на него католических богословских текстов. Словарь этот был составлен в 1303 году для католических миссионеров, проповедовавших христианство в Золотой Орде.

По мнению лингвистов в мишарском диалекте также присутствуют значительные следы огузского влияния. Тюрки-огузы, родственные современным туркам и крымским татарам жили в западной части северного Причерноморья. Известный тюрколог А. Самойлович считал, что огузское влияние в мишарском диалекте происходит из древнекипчакского языка, так как кипчаки частично ассимилировали огузов, а частично вытеснили их в XI веке в северное Причерноморье, и это произошло еще до прихода монголов в Половецкую степь.

Одновременно некоторые фонетические особенности мишарского говора указывают на определенное финно-угорское влияние и это означает, что эти этносы также повлияли на происхождение мишар, формирование субэтноса которых скорее всего происходило в бассейнах рек Цна и Мокша. Исторические источники сообщают, что мишарские села нередко образовывались на землях, уже заселенных мордвой и чувашами. При этом часть этого населения «отатаривалась» или переселялась в другие места.

В числе основателей некоторых мишарских сел также указываются пленные крымские татары и ногайцы, которые активно перемещались в ареале нынешних Рязанской, Тамбовской. Нижегородской и Ульяновской областей.

В связи с этим между лингвистами идет дискуссия о цокающих говорах мишар, и, в качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что они могли позаимствовать его у населения в районах рек Цна и Мокша. С другой стороны справедливо и указание о том, что цокающие говора имеются, в том числе, и у других тюркских народов, например, азербайджанцев и балкарцев.

Мишарский диалект также содержит достаточно много фонетических сочетаний, характерных для древнетюркских языков. Кроме этого в мишарском диалекте сохранились многие персидские и арабские слова, а также многочисленные архаизмы, которых нет в говоре казанских татар, который является литературной нормой современного татарского языка.

Кроме этого стоит отметить и тот факт, что у татар отсутствует единый антропологический тип, но существуют носители разных антропологических типов с большим разбросом: от чистых монголоидов до светловолосых и голубоглазых «ариийского» типа. Это в полной мере относится и к мишарям. Судя по всему, в ходе своего этногенеза они вобрали в себя и представителей других этносов.

Кстати, в Codex Cumanicus и в Сугдейском Синаксаре (греческая рукописная книга религиозного содержания, хранившаяся в средние века в одном из христианских монастырей города Судак в Крыму) представители Золотой Орды, в том числе и кипчаки, называются «татарами». Все это может означать только одно: все тюркоязычные племена для нетюркского населения соседних с Ордой стран были «татарами» по языку. Принятие тюрками ислама лишь укрепило это отличительное название, став своеобразным «брендом» для мусульман – выходцев из Орды.

Таким образом – татары-мишари это наследники древних тюрок-кипчаков, чьи земли располагались от территорий современной Украины до Алтая, и не менее древней исламской цивилизации, представители которой укоренились в Поволжье еще в X веке нашей эры.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Навертдин 26 Июля
Ответить

Я настоящий мишар. Наша деревня расположена в Красноярском крае, Боготольский район. Мы практически не знаем откуда, из каких мест переехали наши предки. Было это по преданию ещё в восемьнадцатом веке. Непонятно, как добрались в такую глуш,в такие дикие места. Хочу сказать мы. с трудом понимаем язык казанские татар. Самое интересное половина жителей имеет светлый цвет кожи, голубые глаза, а половина тёмный цвет кожи и глаз. К сожалению деревня вымирает, большинство семей перебрались в Красноярск и потеряли связи с родиной. Правда этой участи не избежали и деревни вокруг нашей с русским населен...
Читать дальше

Мещаре это и есть настоящие болгары а ктпчаки это казанские татары которых Иван Грозный и заселились после захвата Казани 28 Июля
Ответить

Мещаре это и есть настоящие булгары а ктпчаки это Казанские татары которых заселились Иван Грозный после захвата Казани. Иван Грозный выгнал защитников Казани из города и вместо них заселились кипчаков как более послушный. Вот и мищари расселились по окраинам