Муфтий Фахретдин – об оценке чужого вероубеждения

Муфтий, ученый-богослов и публицист Ризаетдин Фахретдин (1858-1936 гг.) описывал мусульман, бравших на себя функцию Всевышнего – определять вероубеждение других, особенно обладателей знаний в религии.

Об одном из них, Абу Абдаллахе аль-Мазири, говорится в книге Фахретдина об имаме Газали. Будучи представителем ашаритского богословия, Мазири критиковал вероубеждение имама как якобы не соответствующее ашаритской мировоззренческой доктрине.

В частности, автор приводит слова историка и богослова 14 века Тадж ад-Дина Субки:

«Мазири – чрезвычайно умный ученый из числа жителей Магриба, дерзнувший написать комментарий к произведению имама аль-Харамайна под названием “аль-Бурхан”. Но дело в том, что эта книга является очень сложным произведением, наподобие загадки и головоломки. Мазири же все свои мысли основывал на словах Абу аль-Хасана аль-Ашари и считал сторонниками нововведений тех, кто противоречит высказываниям последнего даже в незначительных вопросах. Сам он придерживался маликитского мазхаба и достиг в отношении него степени фанатизма. Имам аль-Харамайн и Газали, будучи великими учеными, иногда противоречили Абу аль-Хасану аль-Ашари. Ашариты, в особенности выходцы из Магриба, не желая принимать высказывания, противоречащие Абу аль-Хасану аль-Ашари, рассматривали их как ошибку. Именно по этой причине Мазири невзлюбил поведение Газали и не был доволен его принципами. Даже шейхи тарикатов, которые должны воплощать в себе образ благонравия, не бывают довольны друг другом и при каждой возможности с осуждением и презрением ругают своих собратьев по убеждениям, что уж говорить о других. В двух словах, порицания Мазири в отношении Газали связаны лишь с расхождениями в принципах. В то время как Мазири был занят внешней [стороной] предложений, Газали углублялся в смыслы и тайны".

Согласно книге муфтия Фахретдина, Тадж ад-Дин Субки порицает Мазири за его заключения относительно вероубеждения Газали. По словам Субки, изучив труды и биографию Газали, сам он, в отличие от Мазири, так и не смог окончательно проникнуть в глубины вероубеждения ученого.

«Вызывает удивление притязание Мазири на осведомленность как о самом Газали, так и о его вероубеждении. Акида не познается посредством сообщений, она известна лишь Аллаху Всевышнему. Мы, к примеру, знакомы с большой частью сказанного Газали (который был более сведущ, на наш взгляд, нежели Мазири), видели его книги, – видели, но узнать его вероубеждение не смогли, нам это было не суждено.

Тем не менее полагаем, что он был человеком на пути суфиев, разделявшим акиду Ашари. Что касается слов Мазири “Газали не был большим знатоком в каламе”, то мы их не отрицаем. Но это лишь в сравнении с его познаниями в других областях. А в целом Газали достоин считаться одним из “утвердившихся в знаниях” ученых (‘уламаʼ расихун) науки калама», – говорит Субки, которого цитирует муфтий Фахретдин в своей работе.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика