Муфтий раздора

10 августа в Ингушетии состоялись выборы главы Духовного центра мусульман республики. После смерти от коронавируса муфтия Абдурахмана Мартазанова, избранного в июле 2019 года, обязанности главы духовенства исполнял Магомед Хаштыров, и многие были уверены, что именно его имамы изберут первым духовным лицом региона. Но неожиданно для всех был избран Иса Хамхоев, что возмутило общественность республики.

Жители республики прекрасно помнят весь бэкграунд Исы Хамхоева, деятельность которого сводилась к решению собственных финансово-бытовых вопросов и продвижению интересов людей, которые щедро благодарили муфтия. Проводимая им не один год деструктивная политика вылилась в то, что в сентябре 2019 года муфтият, как организация, за нарушения в его деятельности решением суда был ликвидирован, несмотря на то, что в июле того же года состоялись выборы нового главы, которым стал Абдурахман Мартазанов.

Также ингуши помнят, как на федеральном телеканале «Россия-24» показали репортаж «Как организованные преступные группировки в Ингушетии взяли под свой контроль весь регион». В Духовном центре мусульман назвали репортаж, в котором муфтият был упомянут как околокриминальная структура, причастная к семье «топливного короля» Ингушетии Мусы Келигова, «грязным заказом от Евкурова».

В репортаже также упоминается туристическая фирма «Вокруг света», занимающаяся организацией паломничеств ингушских мусульман в Мекку и якобы связанная с муфтиятом и семьей Келигова. Сообщалось, что «Вокруг света» не заплатила налогов на 16 млн рублей, которые в итоге вместе с пеней и штрафами выросли до 22 млн рублей. Против турфирмы возбудили уголовное дело, в ходе расследования которого Иса Хамхоев признался в сокрытии миллионных налогов и, чтобы не сесть в тюрьму, выплатил их в один день.

Здесь будет уместно вспомнить вечного заместителя и главного претендента на трон в исламской духовной организации региона Магомеда Хаштырова, который после смерти Абдурахмана Мартазанова и многократных консультаций с органами государственной безопасности, а также доверенными лицами главы республики Махмуд-Али Калиматова всерьёз задумался о лидерстве. Пойдя на сговор с властью он обещал постепенно и окончательно вытеснить из Муфтията всех подконтрольных и лояльных Хамхоеву имамов. Но что-то пошло не так, а вернее, так как спланировал серый кардинал Келигов. О расколе в рядах муфтиятчиков говорит и сам процент голосовавших за Хаштырова, который набрал 21 голос из 58. Хамхоев прошел с небольшим преимуществом за счет поддержки обязанных ему имамов. После выборов Хаштырову осталось лишь прикинуться бедной овечкой, с простоватой, но безотказно работающей отговоркой «Куда народ, туда и я!», то есть «Я голосовал за Хамхоева».

На фоне всего этого нынешнее избрание Исы Хамхоева привело в недоумение значительную часть взрослого населения Ингушетии. Но, судя по всему, выбор был сделан заранее, и августовское собрание нужно было лишь для того, чтобы официально оформить переизбрание прежнего муфтия на новый срок. Для пущей убедительности и придания легитимности состоявшемуся голосованию были приглашены представители Совета тейпов ингушского народа, которые фактически пришли поздравить нового муфтия Магомеда Хаштырова, но стали пешками в большой игре Хамхоева.

Нужно также отметить, что на голосование не были приглашены десятки имамов, которые нелояльны к личности Хамхоева. Всего на так называемых выборах присутствовало 58 человек, из которых за Хамхоева проголосовало 32. Если учесть, что в Ингушетии находится более 80 мечетей, имамы которых должны были принять участие в голосовании, то цифра выглядит неубедительной. Кроме того, значительный авторитет в Ингушетии имеют еще порядка 30 уважаемых богословов, которые также не были приглашены, но чья позиция должна была быть услышана в интересах уммы.

Более того, ряд представителей тариката Накшбандия (видимо, уже догадываясь, что будет происходить на совещании духовных лиц), провели собрание и после консультаций со спецслужбами и неоднократными встречами с представителями Талгата Таджуддина и Равиля Гайнутдина заранее направили в муфтият республики письменное обращение о необходимости избрания руководителя ДЦМ с участием всех представителей традиционных течений ислама Ингушетии, иначе выборы муфтия считаются нелегитимными, и они не признают ДЦМ в нынешнем его виде.

Сейчас в республике сложилась патовая ситуация, и главная проблема, которая сегодня стоит, – это разобщенность общества. Выбрать муфтия, выбрали, но как ингушское общество будет дальше жить? Иса Хамхоев имеет такой бэкграунд, который ему не позволяет решать вопросы, стоящие на религиозном фронте. Ведь обязанность духовных лиц – доносить Божье слово до людей, заботиться об их душах, проповедовать добро и милосердие. Здесь не уместны такие понятия, как «политика», «экономический расчет», «месть», «реванш» и прочее. Хамхоев обещал уйти как уйдёт прошлый глава.

Доброжелатель и меценат, который мутит общественность на протяжении последних лет и который решал вопросы с новым главой, это известный ингушский бизнесмен Муса Келигов – бывший вице-президент «Лукойл-Интернешнл», «серый кардинал» ингушской политики и старый боевой товарищ первого президента Ингушетии Руслана Аушева, человек, имеющий финансовое влияние и серьезные связи в Москве, что позволяет ему решать такие вопросы. Различные источники сообщают, что именно Муса Баматович стоял за финансовым и информационным обеспечением «ингушского Майдана». При этом он не заботится в целом о развитии региона, он не был замечен в меценатстве, оказании поддержки при строительстве социальных объектов.

В начале эпидемии коронавирусной инфекции, когда в республике не хватало оборудования, масок, лекарств, многие ингушские бизнесмены оказали помощь народу. Среди них меценат Ахмет Паланкоев, который для борьбы с Covid-19 передал в ингушские больницы необходимые медикаменты, аппараты УЗИ, антибиотики, а также дезинфицирующе средства. Сенатор от Ингушетии Белан Хамчиев передали около 200 тысяч защитных специальных масок, 500 защитных костюмов, 3 тысячи перчаток для медиков и аппарат ИВЛ, депутат Госдумы Алихан Харсиев также оказал родной республике большую помощь медикаментами и медицинским оборудованием, в том числе, оказав прямую финансовую помощь сотням медработников, которые по разным причинам не получили выплаты от государства за работу в условиях пандемии.

Таких примеров бескорыстной помощи родной республике и своему народу, в период, когда эта помощь была крайне необходима десятки, если не сотни. Благотворительные фонды, волонтеры, молодежные активисты, предприниматели – все сплотились для того, чтобы помочь медикам, малоимущим и многодетным семьям пережить эту напасть.

А где были те, кто так активно борется за власть? В тяжелую минуту они про свой родной народ не вспоминают, они вспоминают его только в своих корыстных целях.

Когда в 2019 году Келигову, по независящим от него обстоятельствам, не удалось продвинуть на пост главы Ингушетии своего человека, Муса Баматович на некоторое время выпал из местной повестки, потому что и у самого были какие-то проблемы, сейчас же он опять активизировался и начал работу в регионе против действующей власти используя подконтрольных имамов и общественников, обостряя общественно-политическую ситуацию для того, чтобы в очередной раз поставить вопрос об отставке неугодного главы. Именно структуры Келигова сейчас активно распространяют слухи о скорой отставке Калиматова этой осенью, и параллельно готовят почву для вывода людей на митинги против власти, раскручивая политическую повестку.

И, соответственно, новый старый муфтий является креатурой Мусы Келигова, который оказал Хамхоеву поддержку, в том числе и финансовую, для того чтобы тот вернулся и возглавил муфтият республики, чтобы и дальше противостоять действующей власти, так как он успешно справлялся с этой ролью в отношении предыдущего главы.

Сегодня федеральная власть предпринимает меры для того, чтобы улучшить ситуацию в регионе: строятся школы, больницы, социально важные объекты. Но есть силы, которые лоббируют только свои интересы, и им нужен свой человек во главе республики, чтобы обеспечить свое финансовое благополучие, о народе при этом никто не думает.

Люди из народа, которые возглавили протест в 2018-2019 годах и которых в Ингушетии воспринимают как героев, сейчас находятся в местах заключения, и, скорее всего, они получат реальные уголовные сроки. Они фактически оказались марионетками в большой политической и грязной игре, сами того не осознавая, их просто использовали втемную. А те, кто кулуарно принимал решения и боролся за власть в регионе, остались в стороне. Муфтия Хамхоева тоже используют в своих интересах в борьбе за власть, но он при этом обогащается, чего не скажешь о простых людях.

Автор: Малик Гантемиров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика