Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


На пересечении России с мусульманским миром

Подражание Корану

Подражание Корану

Теги:

0
06 Марта


 

Без ясного и четкого понимания истории практически невозможно выяснить и осознать, как сейчас взаимодействует исламская цивилизация и Россия, тем более, если серьезно размышлять об этих сложных, многогранных, порой не простых взаимоотношениях, рассматривая их в стратегической перспективе дальнейшего развития.

Российско-мусульманские культурные связи, проявляющиеся в самых разных аспектах, имеют многовековые традиции. Уже больше тысячи лет длится эта история. Особый статус России, который она имела как в прошлом, так и в наше время, обусловлен прежде всего большим этническим и культурным разнообразием.  

Безусловно, мусульманский мир имеет много общего с Россией, более того, можно со всей уверенностью утверждать, что они имеют общую историческую судьбу. Между ними нет и не может быть никаких противоречий и разногласий.

Историки знают, что впервые между представителями исламского мира и народами нынешней России произошел культурный контакт больше тысячи лет назад.

Преданные последователи Пророка Мухаммада ставили перед собой цель распространение религии единобожия. Они совершали путешествия в направлении Врат Ворот (Дербента). Эти события происходили еще в самом начале развития цивилизации мусульман. В этот исторический период правителем мусульман был халиф Умар Премудрый (Аль-Фарук). Проповедники ислама активно путешествовали по северным землям до того времени, как окончилось правление халифа Марвана бен Мухаммада, последнего из династии Омейядов. 

Этот культурный контакт между цивилизациями в средние века был описан известным арабским историком и летописцем Мухаммадом ибн Фадланом, который посетил северные земли в период правления халифа Муктадира Билляхи из династии Аббасидов. Свое путешествие, самые разные наблюдения, главное о чем думал во время пребывания в Поволжье, арабский дипломат записывал в дневник. Записи путешественника впоследствии были изданы отдельной книгой и переведены на многие языки.

Рукопись, которую оставил Мухаммад ибн Фалдан, является ценным историческим документом, поскольку в ней приводятся уникальные сведения очевидца о Руси того далекого от нас времени. Для историков свидетельство, записанное непосредственным участником событий, является очень ценным документом, на основе которого можно сделать много выводов. На сегодняшний день эта книга – главный источник для изучения истории региона в тот период.

Существуют и много других свидетельств, которые записывали мусульманские историки, путешествуя по региону. Среди них были: аль-Мус’уди, ибн аль-Варди, Якут аль-Хамави, ибн Баттута, ибн Хальдун и другие. Интересно отметить, что арабские историки до сих пор употребляют древнее название России – «Русь».

Ибн Фадлан, когда описывает и характеризует русов, не скупится на похвалу и восхищение. Например, он пишет, что «Аллах создал их красивыми. Для них характерна чистота в одежде, они гостеприимны, дают прибежище чужаку». В них нет никаких проявлений шовинизма. Это явление просто не могло распространиться в системе, основанной на этническом, культурном и языковом разнообразии. При этом, основные элементы этого разнообразия укрепляются исламом, который призывает, чтобы представители разных цивилизаций знакомились друг с другом в мирной обстановке, избегая конфликтов.

Россия – это образец цивилизации, где мирно сосуществуют представители множества разных народов и религий. На территории страны проживает более ста этносов, которые имеют свои особенности, культуру и язык. Примечательно, что эти народы в течение всей истории пребывания в составе России полностью сохранили свою национальную идентичность. Из этого можно сделать вывод, что Россия имеет с арабо-мусульманским миром большое сходство касательно социальных ценностей и высших идеалов.

Нынешняя форма, в которую облечены высшие человеческие ценности, вырабатывалась на идейной, этической и идеологической основе в результате взаимного знакомства различных народов и цивилизаций. В частности, это четко просматривается в отношениях между Россией и мусульманской цивилизацией.

Следует отметить, что эта взаимосвязь оставила яркий след в произведениях многих знаменитых деятелей культуры. Например, русский и советский писатель Максим Горький, подчеркивал, что арабская культура имела на него исключительно положительное влияние.  

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был в восхищении от того, как написан Коран, насколько красивый и поэтичный его текст. Интересно отметить, что именно Лев Толстой был инициатором первой публикации в России книги «Тысяча и одна ночь». Знаменитый писатель высказывал глубокое уважение к ценностям ислама. Всегда с похвалой отзывался о Пророке. При этом, он ссылался на прочитанную им книгу «Мудрость Пророка Мухаммада», изданную индийским мусульманским писателем Абдаллахом ас-Сухраварди.

Следует отметить, что на таких великих поэтов и писателей как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Николай Гоголь, каждый из которых оказал большое влияние на культурную жизнь российского общества, также повлияла арабо-мусульманская культура.

У Пушкина есть девять стихотворений под названием «Подражание Корану». Очевидно, что, ознакомившись со Священным Кораном, великий поэт выразил свое изумление и восхищение самым лучшим образом – написал стихотворения, которые свидетельствуют о его отношении к прочитанному, облеченное в великолепный и неповторимый стихотворный слог.

Один из исследователей творчества Александра Сергеевича Пушкина отметил, что «поэт, восхвалил в своих стихотворениях высшие ценности, которые навеял ему Священный Коран, поэтому необходимо, чтобы эти идеалы помогали мусульманской и русской культурам понимать друг друга и идти на взаимное сближение».

О влиянии России на самые разные события, которые остались в истории арабо-мусульманского мира, например, свидетельствует тот факт, что первое печатное издание Корана было подготовлено к печати и издано в 1789 году в Санкт-Петербурге. Печатное издание Корана в Стамбуле появилось намного позже.

Арабо-мусульманская культура изучается на высоком уровне в школе российского востоковедения и арабистики. История школы насчитывает уже без малого двести лет. Ее представители, такие как Евгений Примаков, Виталий Наумкин, Михаил Пиотровский добились больших успехов не только в научной деятельности, но и занимая высокие государственные должности.

Неоднократные заявления представителей высшей власти российского государства четко и ясно свидетельствуют о векторе, который выбран для дальнейших дружественных отношений между мусульманскими странами и Российской Федерацией. В одном из своих выступлений Президент России Владимир Путин подчеркнул, что «Россия – это часть исламского мира».

В заключение отметим правильность направления, в котором развиваются отношения между государствами мусульманского мира и Россией. Более уверенным и быстрым сделает развитие отношений всеобъемлющее вовлечение в этот процесс наших народов.

Многочисленные свидетельства, которые оставили нам предшественники доказывают, что по большому счету мы ничего принципиально нового не придумываем. Мы просто обновляем старое, тщательно стряхивая с него вековую пыль.

Автор: Роман Гуйван

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0) Версия для печати

Добавить комментарий