На семинаре рассказали об истории мусульман Дальнего Востока

Алексей Старостин

28 декабря 2020 г. в режиме онлайн состоялся научно-практический семинар «Мусульмане на Дальнем Востоке России: история и современность», посвященный подведению итогов одноименного проекта, реализуемого командой Духовного управления мусульман Дальнего Востока и группой уральских ученых при поддержке Фонда президентских грантов, сообщили ИА IslamNews в пресс-службе ДУМ ДВ.

В семинаре приняли участие религиозные и общественные деятели, учёные, представители органов государственной власти и местного самоуправления, представители средств массовой информации из Якутии, Сахалинской области, Забайкальского края, Амурской области, Хабаровского края, Камчатского края, Магаданской области, Еврейской автономной области, Приморского края, Татарстана, Башкортостана и Свердловской области.

Представленный вниманию общественности проект был посвящен сбору и обобщению информации об истории и современном состоянии мусульманского сообщества на Дальнем Востоке России. Участники семинара рассказали, что в период с 2019 по 2020 гг., были проведены полевые исследования в 11 регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, записано свыше 150 интервью, извлечена информация из 12 региональных и федеральных архивов, составлено около 1000 статистических таблиц и диаграмм, отражающих историю и современное состояние мусульманского сообщества на Дальнем Востоке. Вся эта информация была тщательным образом проанализирована, обобщена и опубликованные в виде монографии и прилагаемого к ней компакт-диска, которые и были презентованы в ходе семинара.

Руководитель проекта, председатель Духовного управления мусульман Дальнего Востока в составе ЦДУМ России Ахмад-хазрат Гарифуллин в своем приветственном слове подчеркнул, что итак сложный проект, связанный с большим количеством поездок и встреч с людьми серьезно осложнился из-за пандемии и ограничениями в работе мечетей, архивов, музеев и других учреждений, в результате чего часть изначально запланированных поездок пришлось проводить в другое время, но, в конечном итоге, все регионы были посещены и все намеченные задачи выполнены. Этого бы не удалось сделать без помощи и поддержки представителей органов государственной власти и местного самоуправления, представителей научного сообщества, руководителей религиозных и этнокультурных объединений. Узнавая о том, чему посвящен проект, люди стремились помочь, предоставляли имеющиеся в их распоряжении материалы, личный транспорт, помогали добраться до других городов. Ахмад Гарифуллин выразил благодарность всем, кто помогал в реализации этого проекта.

Ахмад Гарифуллин

Одной из уникальных особенностей проекта является то, что были обобщены все статистические данные, касающиеся народов, традиционно исповедующих ислам на Дальнем Востоке, на основании информации переписей населения с 1897 по 2010 гг. Об особенностях работы с этими данными рассказал социолог проекта, доцент кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга ФГАОУ ВО "Уральский Федеральный Университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина", кандидат социологических наук Дмитрий Руденкин. Главные сложности заключались в том, что на протяжении ХХ века неоднократно менялись границы регионов, административно-территориальная структура Дальнего Востока. Соответственно, имеющиеся там представители народов, традиционно исповедующие ислам, учитывались в составе разных регионов.

Например, по состоянию на 1939 Хабаровский край включал в себя территории Амурской, Камчатской и Сахалинской областей, а также Еврейской АО. Потом они стали отдельными регионами. Чукотский АО создан в 1930-м г., но в переписи 1939 г. указан как часть Камчатской области. Еврейская АО создана в 1934-м г., но в переписи 1939 г. указана как часть Хабаровского края. Поэтому чтобы не считать одних и тех же людей дважды, состав населения указанных территорий приходилось вычитать из состава регионов, в которые они входили. Например, население Камчатской области надо вычитать из состава регионов, в которые она входила по переписи 1926 г. – из численности Приморского края, по переписи 1939 г. – из численности Хабаровского края. Также в переписях населения за разные годы использовались разные этнические наименования, поэтому на каждый год необходимо было соотнести народы между собой. Тем не менее, работа с цифрами, занявшая семь месяцев, дала очень интересные результаты.

О некоторых в своем выступлении рассказал научный руководитель проекта, специалист по истории и современному состоянию ислама в Урало-Сибирском регионе, доцент кафедры теологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет», доцент кафедры археологии и этнологии ФГАОУ ВО "Уральский Федеральный Университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина", кандидат исторических наук Алексей Старостин.

До революции, по данным переписи 1897 г., мусульмане составляли 0,72% от всего населения Дальнего Востока или 8595 человек. Представлена община была преимущественно татарами с небольшим количеством уроженцев Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, в основном это были мужчины, что говорит о недавнем характере возникновения общин. Гендерная диспропорция в целом по Дальнему Востоку достигала 3,6 мужчин – мусульман на 1 женщину, достигая соотношения 14,3/1 в Приморской области и 17,9/1 на острове Сахалин. Старостин подчеркнул, что анализ данных переписи населения 1897 г. осуществлялся совместно с его ученицей, магистром теологии и магистром антропологии Резидой Павлиновой, которая также участвовала в работе над книгой.

В советское и постсоветское время в результате принудительных и добровольных миграций количество народов, традиционно исповедующих ислам, увеличивается, достигнув своего пика к 1989 г., когда в целом на Дальнем Востоке (в границах современного ДВФО) проживало 217 532 человека, относящимся к народам с исламской культурой, или 2,03% населения. К 2010 г. из-за сложных социально-экономических процессов постсоветского периода количество мусульман, как и в целом жителей, на Дальнем Востоке становится меньше: 145126 человек или 1,73% от общего числа населения.

Анализ переписей показал, что мусульманское население региона активно урбанизировалось. Если в 1926 г. количество сельских и городских жителей среди мусульман было примерно одинаковым (52,2% и 47,8% соответственно), то к 2010 г. мусульманское население в основном проживает в городах (80,6%), тогда как лишь 19,4% в сельской местности. Более или менее выровнялось количество мужчин и женщин – 61,8% и 38,2% соответственно. Заметно изменилась этническая структура уммы. Доля татар, составлявших в 1926 г. 97,59%, сократилась до 36,29% в 2010 г. Второе место заняли узбеки – 15,39%, третье – азербайджанцы – 11,23%, четвертое – киргизы – 8,47% и пятое таджики – 6,29%. Но анализ переписей показывает, что этот процесс был длительным и постепенным, происходившим на протяжении всего XX и начала XXIв.

Что касается самой истории мусульман на Дальнем Востоке, Алексей Старостин рассказал, что первые российские мусульмане появились в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в составе воинских отрядов, посылаемых для освоения края. Они были представлены «служилыми татарами», зачастую выполняли роль толмачей, оставались в острогах на достаточно длительные сроки в качестве «годовальщиков», однако о совершении ими исламских религиозных обрядов сведений не сохранилось. Говорить о постоянном присутствии определенного числа мусульман в регионе можно с конца XVIII – первой половины XIX вв., когда в Забайкалье появляются деревни, населенные татарами, в частности, современное село Новокургатай Акшинского района Забайкальского края.

В период второй половины XIX – начала XX вв. во всех регионах Дальнего Востока Российской империи появляются мусульманские общины. Можно выделить пять типов общин:

1) Сельские общины (татарские села и деревни в Забайкалье и Иркутской губернии).

2) Классические городские общины (Иркутск, Верхнеудинск, Чита, Благовещенск, Олёкминск, Зея и др.).

3) Общины при промышленных поселениях и ж/д станциях (Бодайбо /Лензолото/, Николаевский завод Иркутской губернии, Мача Якутской области, ст. Хайлар КВЖД).

4) Общины при военных гарнизонах (Хабаровск и Владивосток).

5) Тюремные общины (Александровский централ Иркутской губернии, пост Александровский остров Сахалин, Якутск и др.).

По словам Старостина, советский период в наименьшей степени обеспечен историческими источниками о жизни мусульман на Дальнем Востоке. После закрытия мечетей в 1930-е гг. упоминания о религиозных практиках мусульман в официальных документах являются единичными. «Исламские нормы, особенно обряды жизненного цикла, соблюдались на уровне семей, – подчеркнул исследователь. – Даже переселенцы 1940-х – 1950-х гг. из Поволжья везли с собой арабографические книги, хранящиеся в семьях. Об этом нам рассказали в интервью аксакалы местных общин».

В большинстве городов Дальнего Востока действовал институт неформальных мулл, выполнявших основные обряды жизненного цикла. В некоторых местах исламские религиозные обряды совершались практически в полном объеме. Верующих местные власти не трогали и они имели возможность не прекращать молитвы Всевышнему, например, в пос. Тавричанка Приморского края.

Для современного периода в жизни мусульманских общин на Дальнем Востоке характерны следующие тенденции:

1) Небольшое количество официально зарегистрированных мусульманских религиозных организаций (41 или 2,6% от числа всех зарегистрированных РО в ДВФО);

2) Небольшое количество специально построенных мечетей (Находка, Якутск, Улан-Удэ, Благовещенск, Биробиджан, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Айхал, строятся в Алдане, Нерюнгри, Жатае, ведется подготовка к строительству мечети в Хабаровске);

3) Во всех остальных случаях мусульманские общины используют приспособленные помещения;

4) Пестрый этнический состав: активное участие в религиозной жизни и руководстве мусульманскими общинами играют и народы Поволжья, и народы Северного Кавказа и Закавказья, и народы Средней Азии;

  1. Активное участие в социальных и благотворительных проектах;
  2. Активное участие в межрелигиозном диалоге.

Обо всем этом можно будет прочитать в книге «Мусульмане на Дальнем Востоке России: история и современность», которую планируется распространить по всем регионам Дальневосточного федерального округа.

Участники онлайн семинара

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий