28 декабря 2020 г. в режиме онлайн состоялся научно-практический семинар «Мусульмане на Дальнем Востоке России: история и современность», посвященный подведению итогов одноименного проекта, реализуемого командой Духовного управления мусульман Дальнего Востока и группой уральских ученых при поддержке Фонда президентских грантов, сообщили ИА IslamNews в пресс-службе ДУМ ДВ.
В семинаре приняли участие религиозные и общественные деятели, учёные, представители органов государственной власти и местного самоуправления, представители средств массовой информации из Якутии, Сахалинской области, Забайкальского края, Амурской области, Хабаровского края, Камчатского края, Магаданской области, Еврейской автономной области, Приморского края, Татарстана, Башкортостана и Свердловской области.
Представленный вниманию общественности проект был посвящен сбору и обобщению информации об истории и современном состоянии мусульманского сообщества на Дальнем Востоке России. Участники семинара рассказали, что в период с 2019 по 2020 гг., были проведены полевые исследования в 11 регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, записано свыше 150 интервью, извлечена информация из 12 региональных и федеральных архивов, составлено около 1000 статистических таблиц и диаграмм, отражающих историю и современное состояние мусульманского сообщества на Дальнем Востоке. Вся эта информация была тщательным образом проанализирована, обобщена и опубликованные в виде монографии и прилагаемого к ней компакт-диска, которые и были презентованы в ходе семинара.
Руководитель проекта, председатель Духовного управления мусульман Дальнего Востока в составе ЦДУМ России Ахмад-хазрат Гарифуллин в своем приветственном слове подчеркнул, что итак сложный проект, связанный с большим количеством поездок и встреч с людьми серьезно осложнился из-за пандемии и ограничениями в работе мечетей, архивов, музеев и других учреждений, в результате чего часть изначально запланированных поездок пришлось проводить в другое время, но, в конечном итоге, все регионы были посещены и все намеченные задачи выполнены. Этого бы не удалось сделать без помощи и поддержки представителей органов государственной власти и местного самоуправления, представителей научного сообщества, руководителей религиозных и этнокультурных объединений. Узнавая о том, чему посвящен проект, люди стремились помочь, предоставляли имеющиеся в их распоряжении материалы, личный транспорт, помогали добраться до других городов. Ахмад Гарифуллин выразил благодарность всем, кто помогал в реализации этого проекта.
Одной из уникальных особенностей проекта является то, что были обобщены все статистические данные, касающиеся народов, традиционно исповедующих ислам на Дальнем Востоке, на основании информации переписей населения с 1897 по 2010 гг. Об особенностях работы с этими данными рассказал социолог проекта, доцент кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга ФГАОУ ВО «Уральский Федеральный Университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», кандидат социологических наук Дмитрий Руденкин. Главные сложности заключались в том, что на протяжении ХХ века неоднократно менялись границы регионов, административно-территориальная структура Дальнего Востока. Соответственно, имеющиеся там представители народов, традиционно исповедующие ислам, учитывались в составе разных регионов.
Например, по состоянию на 1939 Хабаровский край включал в себя территории Амурской, Камчатской и Сахалинской областей, а также Еврейской АО. Потом они стали отдельными регионами. Чукотский АО создан в 1930-м г., но в переписи 1939 г. указан как часть Камчатской области. Еврейская АО создана в 1934-м г., но в переписи 1939 г. указана как часть Хабаровского края. Поэтому чтобы не считать одних и тех же людей дважды, состав населения указанных территорий приходилось вычитать из состава регионов, в которые они входили. Например, население Камчатской области надо вычитать из состава регионов, в которые она входила по переписи 1926 г. – из численности Приморского края, по переписи 1939 г. – из численности Хабаровского края. Также в переписях населения за разные годы использовались разные этнические наименования, поэтому на каждый год необходимо было соотнести народы между собой. Тем не менее, работа с цифрами, занявшая семь месяцев, дала очень интересные результаты.
О некоторых в своем выступлении рассказал научный руководитель проекта, специалист по истории и современному состоянию ислама в Урало-Сибирском регионе, доцент кафедры теологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет», доцент кафедры археологии и этнологии ФГАОУ ВО «Уральский Федеральный Университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», кандидат исторических наук Алексей Старостин.
До революции, по данным переписи 1897 г., мусульмане составляли 0,72% от всего населения Дальнего Востока или 8595 человек. Представлена община была преимущественно татарами с небольшим количеством уроженцев Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, в основном это были мужчины, что говорит о недавнем характере возникновения общин. Гендерная диспропорция в целом по Дальнему Востоку достигала 3,6 мужчин – мусульман на 1 женщину, достигая соотношения 14,3/1 в Приморской области и 17,9/1 на острове Сахалин. Старостин подчеркнул, что анализ данных переписи населения 1897 г. осуществлялся совместно с его ученицей, магистром теологии и магистром антропологии Резидой Павлиновой, которая также участвовала в работе над книгой.
В советское и постсоветское время в результате принудительных и добровольных миграций количество народов, традиционно исповедующих ислам, увеличивается, достигнув своего пика к 1989 г., когда в целом на Дальнем Востоке (в границах современного ДВФО) проживало 217 532 человека, относящимся к народам с исламской культурой, или 2,03% населения. К 2010 г. из-за сложных социально-экономических процессов постсоветского периода количество мусульман, как и в целом жителей, на Дальнем Востоке становится меньше: 145126 человек или 1,73% от общего числа населения.
Анализ переписей показал, что мусульманское население региона активно урбанизировалось. Если в 1926 г. количество сельских и городских жителей среди мусульман было примерно одинаковым (52,2% и 47,8% соответственно), то к 2010 г. мусульманское население в основном проживает в городах (80,6%), тогда как лишь 19,4% в сельской местности. Более или менее выровнялось количество мужчин и женщин – 61,8% и 38,2% соответственно. Заметно изменилась этническая структура уммы. Доля татар, составлявших в 1926 г. 97,59%, сократилась до 36,29% в 2010 г. Второе место заняли узбеки – 15,39%, третье – азербайджанцы – 11,23%, четвертое – киргизы – 8,47% и пятое таджики – 6,29%. Но анализ переписей показывает, что этот процесс был длительным и постепенным, происходившим на протяжении всего XX и начала XXIв.
Что касается самой истории мусульман на Дальнем Востоке, Алексей Старостин рассказал, что первые российские мусульмане появились в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в составе воинских отрядов, посылаемых для освоения края. Они были представлены «служилыми татарами», зачастую выполняли роль толмачей, оставались в острогах на достаточно длительные сроки в качестве «годовальщиков», однако о совершении ими исламских религиозных обрядов сведений не сохранилось. Говорить о постоянном присутствии определенного числа мусульман в регионе можно с конца XVIII – первой половины XIX вв., когда в Забайкалье появляются деревни, населенные татарами, в частности, современное село Новокургатай Акшинского района Забайкальского края.
В период второй половины XIX – начала XX вв. во всех регионах Дальнего Востока Российской империи появляются мусульманские общины. Можно выделить пять типов общин:
1) Сельские общины (татарские села и деревни в Забайкалье и Иркутской губернии).
2) Классические городские общины (Иркутск, Верхнеудинск, Чита, Благовещенск, Олёкминск, Зея и др.).
3) Общины при промышленных поселениях и ж/д станциях (Бодайбо /Лензолото/, Николаевский завод Иркутской губернии, Мача Якутской области, ст. Хайлар КВЖД).
4) Общины при военных гарнизонах (Хабаровск и Владивосток).
5) Тюремные общины (Александровский централ Иркутской губернии, пост Александровский остров Сахалин, Якутск и др.).
По словам Старостина, советский период в наименьшей степени обеспечен историческими источниками о жизни мусульман на Дальнем Востоке. После закрытия мечетей в 1930-е гг. упоминания о религиозных практиках мусульман в официальных документах являются единичными. «Исламские нормы, особенно обряды жизненного цикла, соблюдались на уровне семей, – подчеркнул исследователь. – Даже переселенцы 1940-х – 1950-х гг. из Поволжья везли с собой арабографические книги, хранящиеся в семьях. Об этом нам рассказали в интервью аксакалы местных общин».
В большинстве городов Дальнего Востока действовал институт неформальных мулл, выполнявших основные обряды жизненного цикла. В некоторых местах исламские религиозные обряды совершались практически в полном объеме. Верующих местные власти не трогали и они имели возможность не прекращать молитвы Всевышнему, например, в пос. Тавричанка Приморского края.
Для современного периода в жизни мусульманских общин на Дальнем Востоке характерны следующие тенденции:
1) Небольшое количество официально зарегистрированных мусульманских религиозных организаций (41 или 2,6% от числа всех зарегистрированных РО в ДВФО);
2) Небольшое количество специально построенных мечетей (Находка, Якутск, Улан-Удэ, Благовещенск, Биробиджан, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Айхал, строятся в Алдане, Нерюнгри, Жатае, ведется подготовка к строительству мечети в Хабаровске);
3) Во всех остальных случаях мусульманские общины используют приспособленные помещения;
4) Пестрый этнический состав: активное участие в религиозной жизни и руководстве мусульманскими общинами играют и народы Поволжья, и народы Северного Кавказа и Закавказья, и народы Средней Азии;
Обо всем этом можно будет прочитать в книге «Мусульмане на Дальнем Востоке России: история и современность», которую планируется распространить по всем регионам Дальневосточного федерального округа.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: