Наталья Седых: терроризм не имеет никакой связи с религией



Наталья Седых – эксперт Уральской ассоциации "Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма". Сфера ее научных интересов – информационно-психологическое противодействие терроризму, социально-психологические особенности дерадикализации неофитов, этномедиация. В беседе с ИА IslamNews она рассказала о своей работе и о том, что помогает лучше понять психологию мусульман.

- Наталья Сергеевна, с чем связан Ваш интерес к вопросам психологии псевдорелигиозного радикализма?

- Я стала интересоваться этой тематикой потому, что сама пострадала от теракта в городе Волгодонск в 1999 году. Тогда будучи 19-летней студенткой, я в полной мере испытала страх за родных, столкнулась с многочисленными трудностями от последствий теракта, ущерб от которых никто не спешил компенсировать.

Моя дипломная работа была посвящена как раз способам преодоления психологических последствий терактов, а кандидатская диссертация – причинам террористической активности и психологии самих террористов. В сферу моих профессиональных интересов входит информационно-психологическое противодействие терроризму.

В том числе я занимаюсь изучением проблем радикализации неофитов – людей, пришедших в ислам из других религий. Эти люди ранее идентифицировали себя с христианством, либо были представителями христианской культуры, то есть не были практикующими христианами, но их мировоззрение и система ценностей формировалась под влиянием христианской культурной традиции. Широко известные примеры – Саид Бурятский (Александр Тихомиров), Варвара Караулова.

Терроризм – очень сложное явление. Я много общаюсь с мусульманами и реально понимаю, что он не имеет никакой связи с религией.

- Как, по Вашим наблюдениям, происходит радикализация неофитов?

- Рассматривая проблему радикализации, необходимо понимать, что люди подвергаются воздействию определенных идей, которые меняют их жизненные установки и подготавливают к принятию деструктивной идеологии. При этом изменяется их личностная и социальная идентичность.

Некоторые современные исследователи, например, российский политолог и этнограф Эмиль Паин, предлагают рассматривать радикальную псевдоисламскую идеологию как разновидность тоталитарной.

В распространении радикальных идей огромную роль играет Интернет, как средство коммуникации и как площадка, наиболее удобная для общения молодежи. Ее активно используют вербовщики радикальных организаций. На непонятного происхождения джихадистских интернет-ресурсах новообращенным зачастую предлагают присоединиться к так называемому «джамаату», где неофиту открывается новая реальность. Это, как показывают исследования, производит на него наиболее сильное впечатление. В «джамаате» он обретает «новых братьев», что особо значимо для россиян, которым ментально близка идея братства, духовного единения, общинной солидарности. В общине единоверцев они чувствуют себя как дома – «востребованными» и «нужными». Следование шариату «упорядочивает их жизнь, создает некий смысл служению высшей цели».

- Как, на Ваш взгляд, должна выстраиваться работа по дерадикализации?

- С учетом всего вышеупомянутого и должна выстраиваться работа по дерадикализации, то есть избавления от того стиля мышления, который прививается адептам радикальной идеологии.

Она должна вестись в тесном сотрудничестве с исламским духовенством, для того чтобы популяризировать религиозные воззрения традиционного ислама с использованием того же Интернета и социальных медиа – той площадки, на которой все время находится молодежь. Нужно налаживать с ней постоянный диалог. Задача религиозных деятелей находить общий язык со всеми категориями верующих, помочь им найти правильный путь и не допустить вовлечения молодых людей в ряды запрещенных организаций.

Самим же представителям молодого поколения необходимо формировать жизнестойкость и способность противостоять житейским трудностям – материальным и моральным. Современная молодежь склонна перекладывать их решения на других, и этим охотно пользуются вербовщики радикальных организаций, которые обещают им легкие пути решения сложных проблем.

- Какие источники Вы используете в своей работе для лучшего понимания психологии мусульман, и как они Вам помогают?

- В основном это труды по психологии, аналитические материалы о деятельности различных радикальных группировок, работы востоковедов и исламоведов об исламе. Интересные наработки есть у специалиста из Казахстана Аскара Сабдина, а также руководителя Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Рината Патеева.

Хочется отметить, что недавно я участвовала в программе повышения квалификации имамов в Булгарской исламской академии. Она была связана с темой межконфессионального сотрудничества в борьбе с таким злом как терроризм. В ходе мероприятия мне подарили замечательную книгу «Как мыслит мусульманин» Хассана Хатхута. Она мне очень помогла в понимании психологии мусульман. Для меня важно, что она написана простым и ясным языком и позволяет понять, как думает мусульманин, что он чувствует, как относится к себе и к окружающим.

- Это касается и понимания особенностей мышления неофитов?

- Книга мне также помогла понять образ мыслей неофитов – тех, кто недавно перешел из одной религии в другую, в данном случае из христианства в ислам. Такие люди часто испытывают глубокую личностную трансформацию, поскольку у них изначально другой социокультурный опыт, другой образ мыслей и стиль жизни. Человек может почувствовать себя никому не нужным, «не своим» и для родных, и для единоверцев. Такие люди становятся легкой добычей для вербовщиков террористических организаций.

Большим достоинством этой книги является, то, что сам автор – дипломированный медик, достигший определенных высот в науке, всегда стремящийся к развитию и получивший международное признание одновременно является практикующим мусульманином. Он жил в разных странах и общался с представителями разных религий. Поэтому он очень хорошо понимает, что общего во всех религиях и в чем разница между ними.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика