0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Нестатичный шариат

Шариат нестатичен и неисчерпаем

Шариат нестатичен и неисчерпаем

Теги:

0
18 Июня

На Западе слово «религия» не предполагает понимания ислама как всеохватывающей системы, влияющей на все сферы жизни — как индивидуальные, так и общественные. Между тем общий посыл ислама к своим последователям называется шариатом, и только условно можно разделить его на три составляющие: поклонение (ритуал), моральные принципы и правовые нормы, — так как они тесно взаимосвязаны. То, что нравственно для индивидуальной личности, определяет и нормы общественной морали, с учетом того, что этика не существует в правовом вакууме. Внутреннее «я» (совесть и намерения) и внешнее «я» (поступки и публичное поведение) должны быть в гармонии и непротиворечивости, тогда система поклонения подготовит личность к достижению этой данности в исламе. Все, что менее категорично, — подлог и мошенничество.   

ИСТОЧНИКИ ШАРИАТА

Первичным источником шариата, конечно же, является Коран — прямое слово Бога. Его тематика всеохватна: от утверждения символа веры до определения безусловных моральных правил и норм подобающего и непозволительного поведения. Шариат устанавливает принципы вероисповедания и закладывает основы всеобъемлющей правовой системы, включающей семейное законодательство, экономические правила, уголовный кодекс, общественное поведение, договорную практику, этику мира и войны, государственное устройство («шура» — исламский совет — считается предтечей демократии), права человека, отношения с другими нациями и религиями, вопросы наследования, налогообложения (закята) и многое другое. Откровенно говоря, едва ли найдется такой аспект жизни, для которого не достало бы освещения в Коране.

Однако к ультимативным, не подлежащим пересмотру, правилам в Коране относятся только принципы символа веры (акида) и вероисповедания (ибадат), в то время как третья часть закона (муамалат), за некоторыми исключениями, регулирует область человеческих отношений гибкими руководящими началами. Таким образом, максимы шариата в муамалате весьма ограничены, что способствовало появлению юриспруденции и ее расцвету как науки. Ведь благодаря вариативности третьей части закона различные школы исламской мысли накапливали в течение веков богатство мнений в привязке к различным локусам и десятилетиям, тем самым подтверждая: шариат нестатичен и неисчерпаем.

Второй источник шариата — это сунна (традиция) пророка Мухаммада, чье содержание заключается в том, что он когда-то определил, запретил, сделал или утвердил истинным как Пророк. Сунна порой разъясняет аяты Корана, иллюстрирует их примерами, детализирует общие положения и дополняет в некоторых областях. Наука о сунне, особенно процесс аутентификации, подтверждения подлинности высказываний Пророка, возможно, наиболее строгий раздел исторического знания в целом. Строгие рекомендации, которым следуют составители сунны  при отслеживании цепочки передатчиков и свидетелей и, прежде всего, проверки сообщения на непротиворечивость Корану, установленному факту или здравому смыслу, дают основание говорить о сунне как о точной науке.  

Третий источник шариата задействуется, когда вопрос досконально не освещен Кораном и сунной. В этом случае прибегают к аналогии с использованием дедуктивного рассуждения, сравнивая вновь возникший  вопрос с тем, который уже решен в Коране и/или сунне. «Иджтихад» —   термин, означающий использование имеющихся доказательных фактов (из религиозной, научной, статистической, социальной областей), с тем чтобы определить наилучший способ действий, не противоречащий Корану, сунне или целям шариата.

Таким образом, шариат — это не жесткий свод правил, которые надо копировать и применять в любом времени и каком угодно месте. Он позволяет человеку использовать свою изобретательность, чтобы    разрешать спорные ситуации в соответствии с прогрессивным законодательством. Так в процессе развития юриспруденции юридические правила, дающие возможность вывода новых судебных решений, устанавливались путем применения исламских принципов, взятых из наставлений Пророка и Корана. Примером этого является принцип «Необходимость отменяет запреты». К примеру, есть свинину нельзя, но, если это единственная пища, доступная путешественнику, потерявшемуся в пустыне, она становится допустимой в количестве, необходимом для выживания, до тех пор пока не появится возможность насытиться разрешенной едой. Другие правила гласят: «Выбирайте меньшее из двух зол, когда невозможно избежать обоих», «Общественный интерес важнее личного», «Ущерб должен быть возмещен» и т.д.

Общее правило, постулирующее отсутствие противоречий между Кораном и сунной, гласит: «Все, что способствует благоденствию, не нарушает Божьего устава».  

Автор: Хассан Хатхут

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0) Версия для печати

Добавить комментарий