О развитии халяльного общепита в Москве


Рафик Ахмедов – азербайджанец родом из Грузии, из города Дмониси. В начале 2000-х он организовал первую «точку» халяльного общепита у Мемориальной мечети Москвы. С тех пор он приобрел огромный опыт и продолжает развивать это направление. О философии халяльных ресторанов, о целях этой отрасли с ним побеседовал корреспондент ИА IslamNews.

- Как вы решили заняться ресторанным бизнесом?

- Я по профессии – коммерсант. Занимался международной торговлей. Когда я стал ближе к вере, то в поисках дозволенного заработка после тщательного анализа решил попробовать поработать в сфере общественного питания.

Однажды после джума-намаза в здании напротив Мемориальной мечети я увидел объявление о сдаче помещения в аренду. Однако, в первый раз с арендой ничего не получилось, так как меня опередили. Я не стал унывать, прочитал намаз-истихара и решил, что если мне суждено, то я открою в этом помещении мусульманское кафе.

После этого прошло некоторое время, я уже успел совершить хадж и, вновь посещая мечеть, увидел объявление о сдаче того же помещения в аренду. Оказывается, у тех, кто тогда меня опередил бизнес не пошел.

Рафик Ахмедов (справа)

Открывая его в 2002 году, я поначалу хотел поинтересоваться, как на это отреагирует рынок, ведь меня уверяли, что без алкоголя, сигарет и пива мне никогда не достичь прибыльности. Прошло около полугода, и динамика развития была положительная. Хочу отметить, что нам как-то раз по просьбе Духовного управления была оказана честь обслуживать визит Муаммара Каддафи, когда он приезжал в Россию.

- Легко ли было найти партнёров-поставщиков для кафе?

- Довольно трудно. Дело в том, что рестораны и кафе используют совсем другую продукцию по сравнению с той, с которой мы сталкиваемся в розничной торговле, например, мраморное мясо, полуфабрикаты. Нам пришлось тратить много времени на поиски подходящей по качеству продукции. Разной была реакция посетителей кафе. Многие спрашивали, откуда мясо привозят? Кто-то спорил, кто-то сомневался, но люди видели, что это кафе при мечети, что сам я совершаю обязательные молитвы, учусь в медресе и недоверие проходило. Много удалось решать благодаря личному доверию людей.

Мы стремились создать в нашем кафе домашнюю атмосферу, чтобы представитель каждой национальности чувствовал себя уютно. Задача была не только в том, чтобы накормить мусульман халяльной едой, но и сблизить их, чтобы они чувствовали себя единым целым. Кафе стало своеобразным клубом для единоверцев, где они не только проводили время, но и решали деловые вопросы.

Как сказал мне один мусульманский ученый – халяльное дело организовывать очень тяжело. Это большое испытание, потому что там, где есть халяль всегда будет враг, который будет с ним бороться. Но он советовал пройти этот путь от начала и до конца и надеяться на помощь Всевышнего.

У нас нашлись последователи, и постепенно было открыто много халяльных кафе и это меня очень радует. Если у мусульманина нет проблем с едой, и он чувствует себя в комфорте – это очень хорошо.

- В Москве масса ресторанов национальной кухни. Вы чувствуете конкуренцию с их стороны?

- Я выбираю проекты, на которые есть спрос. Конкуренция дает стимул развиваться, подбрасывает идеи.

- По каким принципам Вы подбираете персонал, поваров?

- Я считаю, что готовить блюда той или иной национальной кухни должен повар «титульной» национальности. Еда это такая субстанция, которая передает настроение того, кто ее готовит. Мы отбираем дипломированных специалистов, даем им испытательный срок, присматриваемся к ним. Для приготовления халяльных блюд поваров найти не просто. Это ведь не в обычном ресторане работать, где процесс приготовления блюд больше напоминает производство из полуфабрикатов.

А чтобы готовить настоящий халяль, надо быть мусульманином и начинать процесс приготовления с «Бисмиллях». Еда должна быть как домашняя, продукты – первой свежести. От настроения повара тоже многое зависит и если у кого-то из наших поваров есть проблемы, то лучше дать им день отпуска для того чтобы их настроение поменялось к лучшему.

- В Москве есть халяльные рестораны, но их крайне мало. Для того чтобы провести какое-то мероприятие приходится сильно заранее бронировать места. Как Вы думаете, в чем проблема?

- Да, приходится ограничивать людей по времени, проводить меджлисы в две смены. Проблема здесь в том, что нет подходящих помещений. Аренда помещений с большими площадями стоит больших денег. Далеко не у всех получается выкладывать такие суммы, и поэтому спрос значительно превышает предложение. В качестве выхода напрашивается только одно решение: надо создавать свои банкетные залы.

- Кстати говоря, кухня ведь это также особый ритуал. Есть ли у Вас какие-то особенности в этом плане?

- Работу на кухне надо любить. Надо стараться все время преподносить гостям какие-то новинки. Некоторые блюда требуют особой подготовки. Сегодня общепит насыщен стандартными блюдами, а сегмент блюд премиум-класса не сильно развит. Однако стандартная еда быстро приедается. Людям, а особенно семьям, посещающим рестораны, хочется попробовать разнообразную еду. Даже одного плова насчитывают около 80 видов. Новинка всегда найдет своего потребителя. Большим спросом пользуются и диететические блюда.

- Как вы относитесь к идее халяльного фаст-фуда?

- Эта идея давно уже существует, но ее нужно тщательно реализовывать. Во-первых, там не должно быть никакой «химии», чтобы это был экопродукт. Этот рынок мы серьезно рассматриваем. Спрос, конечно, огромнейший и затраты окупятся быстро.

- Сейчас идет серьезная дискуссия по поводу соблюдения принципа «халяль» производителями и о том, «халяльные» сертификаты какой организации лучше. Как вы сами решаете это вопрос?

- У нас все базируется на личном доверии. Мы сами находим надежных поставщиков и проверяем их принципы и методы работы. Только убедившись своими глазами на сто процентов, что это халяль, мы производим закупки. Сейчас, к сожалению, такое время, что полностью полагаться только на один лишь сертификат нельзя. Кормить людей халяльной пищей – это большая ответственность перед Всевышним. Мы гарантируем это. Был такой случай, что нас даже клиенты проверяли, у кого мы берём мясо и убедились, что наши поставщики режут правильно.

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика