Особенности фетв Европейского совета

Европейский совет по фетвам и исследованиям создан для удовлетворения насущных потребностей европейских мусульман в решении возникающих у них вопросов повседневной религиозной жизни в новых условиях и упорядочивания их взаимоотношений с европейскими сообществами в свете норм ислама.

В том, что Европейский совет по фетвам использует слово «кара́р» – «Постановление», прослеживается сходство или даже стремление Совета придать своим коллективным фетвам тот же статус, что и у Международной академии исламского фикха, созданной под эгидой Организация Исламская конференция. То есть, если Международную академию фикха можно назвать высшей инстанцией по фетвам для всех мусульман в общем, то Европейский совет по фетвам стремится выполнять ту же роль для фикха мусульманских меньшинств.

Сходство прослеживается не только в статусе или выполняемых Советом функциях, оно заключается в общности самой процедуры выработки и принятия таких постановлений. Так, в подавляющем большинстве случаев постановление по фикху выносится после того, как ряду учёных и исследователей поручается провести исследования по определённой проблеме, затем происходит их обсуждение и вносятся замечания и поправки, после чего решению придаётся конечная формулировка. Затем постановление выносится на голосование и обычно принимается от имени Совета единогласно или абсолютным большинством голосов, что безусловно придаёт ему более весомый статус по сравнению с обычной фетвой, которая может быть вынесена в качестве ответа на вопрос отдельного человека и не обязательно будет принята единогласно.

Кроме того, ещё одна важная особенность различия между такими постановлениями и фетвами в том, что постановление адресовано всему мусульманскому сообществу, тогда как фетва может касаться исключительной ситуации одного человека и не распространяться на других. Вместе с этим не следует упускать из виду, что постановления – результат коллективного иджтихада учёных и знатоков фикха, и в этом смысле постановление является коллективной фетвой, на это в частности в одной из своих работ указывает Абдуллах бин Баййа, один из членов Европейского совета по фетвам и исследованиям [1]. Безусловно, вынесенные Советом постановления не могут дать исчерпывающих ответов на все насущные вопросы современности, волнующие европейских, а также и российских мусульман, но по крайней мере отражают векторы развития исламского фикха и могут дать пищу для размышлений и разносторонних исследований, ибо мир ислама широк, многогранен и динамичен.

Переведенная на русский язык часть Сборника содержит 98 постановлений по различным проблемам, таким как культовая практика, вопросы личного статуса, семейные и гражданские взаимоотношения, экономика, медицина и ряд других, многие из которых не имеют прецедентов в классическом исламском фикхе и относятся к так называемым «новым явлениям». На мой взгляд именно в этом отражается взаимосвязь между фикхом мусульманских меньшинств, который представляет Европейский совет по фетвам, и так называемым «фикх ан-нава́зиль» – направлением фикха, занимающимся решением новых проблем современности. Так, с одной стороны фикх мусульманских меньшинств – это относительно новое явление, и в этом смысле он есть часть «фикх ан-нава́зиль», а с другой стороны, в направлении фикха, занимающегося проблемами мусульман, живущих в преобладающем немусульманском окружении, присутствует значительная доля новых вопросов и явлений.

Если говорить о содержании постановлений и фетв, то главная особенность подобных документов заключается в том, что предлагаемые в них решения – это результат коллективного иджтихада исламских учёных и знатоков фикха применительно к конкретной ситуации, и они могут отличаться как от точек зрения, сложившихся в суннитских мазхабах, так и изменяться в зависимости от времени и обстоятельств.

В этой связи одной из проблем перевода является вопрос о том, насколько правильно выносить содержание таких постановлений и в особенности фетв на суд всего мусульманского сообщества, и уж тем более будет ли верным самостоятельное применение их мусульманами в своей повседневной жизни. Это объясняется тем, что фикх мусульманских меньшинств – это особое направление в исламском фикхе, представляющее собой в большей степени фикх исключений, чем правил.


[1] صناعة الفتوى وفقه الأقليات. تأليف الشيخ عبد الله بن الشيخ المحفوظ بن بَيَّهْ. الناشر: دار المنهاج – بيروت، ١٤٢٨ هـ – ٢٠٠٧ م، صـ ١٤٨-١٤٩ (прим. пер.)

Автор: Тагиров Руслан, магистр теологии (Казанский федеральный университет)

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий