Отношение ислама к православию

Ислам и христианство, существуют бок о бок буквально с начала расширения территории исламского халифата в VII веке. Еще во времена своей пророческой миссии Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, послал гонцов к византийскому императору, чтобы известить его о новом откровении.

С самого начала ислам подвергался критике со стороны христианских богословов. Одним из самых известных до сих пор богословских трудов с критикой ислама со стороны христиан является «Беседа сарацина с христианином», написанная христианским святым Иоанном Дамаскином (урожегцем дамаска), арабом по национальности (Мансуром ибн Серджуном ат-Таглиби), равно почитаемым католиками и православными.

Тем не менее, мусульмане относились к подобным проявлениям достаточно терпимо и во времена Арабского халифата на его территории жили приверженцы более десятка различных христианских конфессий, из которых самыми многочисленными после завоевания Византии и Балкан стали православные.

После включения территорий бывшей Византийской империи в состав Османской империи султан Мехмед Фатих решил не только сохранить всю иерархию Православной церкви, но и сделать православного Патриарха главой всех православных для того, чтобы он мог представлять их интересы перед османским султаном.

Ему и епископам также гарантировалась личная безопасность. Церковь была освобождена от всех налогов и имела право публично организовывать церковные церемонии.

Патриарх получил также полномочие на руководство всеми делами внутри православной общины. Его власть распространялась на православное население Валахии и Молдавии, Черногории, Сербии и Болгарии.

С точки зрения Шариата постоянно проживавшие на территории исламского Халифата иноверцы относились к категории «ахль аз-зимма», буквально «люди договора». Они признавали верховенство законов Шариата и платили специальный налог «джизью». В обмен на это они внутри своих религиозных общин могли жить в соответствии с предписаниями своих религий и не платили предписанный мусульманам религиозный налог – «закят».

Святые места христианства сохранялись под охраной султанских властей. В них в соответствии с договорами между султанами и правителями различных европейских стран обеспечивался доступ паломников.

Как свидетельствовал русский священник Иоанн Лукьянов, который побывал в паломничестве к святым местам в Палестине начале 18 века: «И напрасно миленкова турка тѣ старцы греческия оглашают, что насилует. Мы сами видели, что им насилия не в чем нету: и в вере, и в чем. Все лгут на турка».

В России ислам и православие соприкасались еще со времен легендарного крещения Руси в IX веке. Уроженец мусульманской Испании, известный средневековый путешественник аль-Гарнати сообщал, что в Киеве проживала община мусульман.

Во времена Золотой Орды ее ханы, избрав для себя в качестве государственной религии ислам, тем не менее, не предпринимали никаких попыток насаждать его силой среди населения подвластной им Руси, так как одним из существенных элементов государственной политики Орды была веротерпимость.

В постордынский период, когда сложилось централизованное российское государство, мусульмане официально обладали меньшими правами чем православные. Предпринимались неоднократные попытки их крещения, результатом чего стал переход части татар, в первую очередь, представителей знати, в христианство.

В целом ислам находился в статусе «терпимой» религии, официально относился к «иностранным» вероисповеданием и находился под контролем властей.
Во времена Советской власти верующие всех конфессий и неверующие формально были уравнены в правах, но на деле те, кто открыто провозглашал свою религиозную принадлежность, подвергались дискриминации.

В современной России верующие всех конфессий, равно как и неверующие имеют равные права, а православие, ислам, иудаизм и буддизм считаются традиционными для страны религиями.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика