Отношение к природе в исламе

В Коране говорится, что природа сотворена Всевышним и ее уничтожение противоречит его законам.

«Он – Тот, Кто ниспослал с неба воду. Посредством нее Мы взрастили растения всех видов. Мы выводим из них зеленые травы, а из них – расположенные одно на другом зерна. На пальмах из завязей вырастают свисающие низко гроздья. Мы взращиваем виноградники, оливки и гранаты, которые имеют сходства и различия. Взгляните на их плоды, когда они появляются и когда созревают. Воистину, в этом – знамения для людей верующих» (Коран, 6:99)
«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок»

(Коран 7: 56)

«А когда уходит, то начинает бродить по земле, вредя, уничтожая посевы и потомство (людей и животных). Но Аллах не любит, когда вредят». (Коран 2:205)

С одной стороны Всевышний дал человеку право использовать дары природы, но с другой предписал соблюдать во всем умеренность. Одним из условий этого является осознание человеком своего положения в мире Божественных творений. Постижение законов мироздания неотделимо от созерцания окружающей человека среды.

Если в прошлом воздействие человека на природу было минимальным и ему зачастую приходилось бороться с жесткими природными условиями за выживание, то в настоящем развитие технологий стало оказывать обратный эффект на окружающую среду, которая все больше и больше страдает от деятельности людей.

Ислам рассматривает природу как источник всего жизненно необходимого для человека, но сам человек должен заботиться о ее восстановлении и развитии.

Важный момент, который должен осознать истинный мусульманин, что он не имеет права уничтожить мир, который не он создал.

В исламе также определены права животных и гуманное обращение с ними.

В Коране проводится прямая аналогия между человеческим сообществом и животным миром: «Все животные на земле и птицы, летающие на двух крыльях, всего лишь подобные вам сообщества. Мы ничего не упустили в [Хранимой] книге. А потом они будут собраны к своему Господу». (Коран6:38)

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, учил, как человек должен обходиться с другими творениями Аллаха, живущими на этой земле: милосердие по отношению к животным также считается богоугодным делом и заслуживает вознаграждения Всевышнего.

Исламское законодательство (шариат) содержит установления о нормах обращения с животными, которыми владеет человек. Так, например, запрещается перегружать вьючных животных сверх меры. Благодеяние по отношению к животным – своевременное их кормление и поение, надлежащий уход и обращение при использовании.

В этой связи многие богословы приводят хадис о женщине аморального поведения, грехи которой были прощены, когда она напоила умирающую от жажды собаку.

Даже животное, предназначенное для забоя не должно подвергаться мучениям, его нельзя свежевать живьем и калечить. При забое должен использоваться острый нож, чтобы минимизировать его страдания.

В целом –природная среда для мусульманина –это и благодеяние Всевышнего, который создал ее для комфортного обитания на Земле, и Его знамение, которое как нельзя лучше отражает Его мудрость.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика