Партнерство России и Турции как ключевая часть "Большой Евразии"

Открытие «Турецкого потока»

Год назад президенты Владимир Путин и Реджеп Эрдоган в торжественной обстановке открыли работу газопровода «Турецкий поток». Сейчас уже можно обсудить первые результаты этого, без сомнения, эпохального события.

Главным итогом работы газопровода стало обеспечение выхода России на европейский рынок. И в отличие от украинского направления и газопровода «Северный поток» на Балтике, Россия вышла со своей продукцией к покупателям при посредничестве страны, партнерство с которой сводит к минимуму риск нарваться на разного рода санкции и запреты.

В надежности Турции в обозримом будущем сомневаться не приходится. Страна получила возможность организовать газовый хаб на своей территории и диверсифицировать поставщиков газа на отечественный рынок. Хотя доля импорта природного газа из России сократилась, он по-прежнему покрывает примерно 35% потребности Турции. В результате Россия сохраняет свои позиции в качестве основного источника природного газа для Турции, в то время как Турция продолжает оставаться вторым по значимости экспортным направлением России.

Хотя США ввели антитурецкие санкции, стремясь обеспечить себе энергетическое доминирование на европейском рынке газа, тем не менее в Анкаре оценивают работу «Турецкого потока» позитивно, указывая на то, что Турция и в данном случае продемонстрировала свою независимость и самостоятельность. Вашингтону не помогло даже создание антитурецкого альянса из арабских монархических режимов Персидского залива. Анкара смогла переиграть и их, перетянув на свою сторону Катар – также одного из крупнейших поставщиков газа на мировой рынок.

Усилия Саудовской Аравии и Эмиратов по сдерживанию Турции и Катара были направлены на то, чтобы втянуть в свой искусственный альянс других действующих лиц в регионе, включая Египет, Судан, Кувейт, Оман, Иорданию и Ливию. Однако турецкому руководству удается маневрировать на широком фронте и проявлять активность там, где от него этого не ожидали. Турки умело заполняли геополитическую пустоту в Ливии, Восточном Средиземноморье и Нагорном Карабахе.

Страны проекта "Большой Евразии"

Кроме этого Анкара достигла заметных успехов в отношениях с Китаем. Железнодорожный маршрут по среднему коридору Транскаспийского международного транзитного маршрута через железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс стал реальностью и вписался в концепцию «Нового Шелкового пути», которую продвигает КНР. То есть, став газовым хабом, Турция стремится стать еще и хабом транспортным, сочетая в себе уникальные географические возможности как «ворота» одновременно на Ближний Восток и в Европу. Более того, она превращается в ключевое звено в экономике «Большой Евразии» – в ней нуждаются все без исключения страны региона.

Естественно, все это не может радовать ее врагов, которые, стремясь испортить ее отношения с соседями приписывают ей экспансионистские стремления, вроде создания мифического «Большого Турана» или провоцируют напряженность в приграничных районах. Впрочем недавние переговоры в Москве по нагорному Карабаху показывают, что транспортные коридоры через Турцию нужны даже Армении, которая – не без доли мазохизма – претендует на роль «вечного экзистенциального врага» Турции.

В эпоху глобализации старые стереотипы становятся пережитком прошлого. Все более отчетливо вырисовывается концепция «Большой Евразии», где все страны континента объединены в один большой экономический макрорегион, может гарантировать уверенность в завтрашнем дне и процветании всем без исключения ее народам. И тем активнее враги и конкуренты будут пытаться сорвать континентальную интеграцию, вбивая клинья между евразийскими странами. С большой долей вероятности, в будущем мы станем свидетелями титанической борьбы за эту древнюю землю – колыбель человечества.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика