Мы верим, что различие – одна из основ мироздания. Мы понимаем масштаб расхождений между разными вероучениями, переходящих порой во взаимную неприязнь на идеологическом уровне, однако это отнюдь не значит, что необходимо создавать атмосферу идеологической вражды и перекрывать все каналы связи. Напротив, каждый должен внимательно прислушиваться к мнению других и стремиться к установлению контакта с ними на культурном и информационном уровнях. Эта конференция является важным событием и успешным шагом на пути к укреплению духа взаимопонимания в интересах конструктивного диалога между различными религиями и конфессиями.
Говоря о сосуществовании различных религий в России, необходимо рассмотреть ряд ключевых для понимания проблемы моментов:
- С древних времён религия была глубоко укоренена в жизни российского общества (за исключением советской эпохи). Здесь были и мусульманские мечети, и христианские церкви, отправлялись религиозные обряды, устраивались и до сих пор регулярно проводятся религиозные празднования. Религиозные различия никак не отражались на отношениях внутри русского общества. Конечно, мы не можем не упомянуть другие вероисповедания (иудаизм, буддизм и т.д.), однако они не играли столь важную роль из-за малочисленности их последователей. Российский закон оберегает права представителей этих вероучений, однако в центре религиозной жизни российского общества находятся ислам и христианство. Причиной этого является популярность этих двух религий в стране и их обширные связи с внешним миром.
Мусульмане России контактируют с остальным исламским миром духовно (обращаясь при богослужении в сторону Киблы, дабы направить свои молитвы к Досточтимой Каабе) и практически (совершая ежегодно хадж в Высокочтимой Мекке и получая религиозное образование в университетах и академиях исламского мира). Российские христиане также контактируют с внешним миром посредством связей с представителями Восточного христианства в Восточной Европе и арабском мире. Естественно, подобные контакты влияют на образ жизни и мышления российских мусульман и христиан, что абсолютно понятно, приемлемо и ни в коей мере не порицаемо.
- Изменения, которые переживает любая религия, и ее отличительные особенности не отменяют её приверженности общим базовым ценностям. Три авраамические религии сходятся в основных вопросах: вере в единого и абсолютного Бога, в воскрешение и в наказание за грехи, а также в отправлении религиозных обрядов с целью приблизиться к высшему божеству и во внимании к нравственным ценностям. В еще большей степени их сближает вера в божественное всемогущество, а также концепции пророчества, откровения и Последнего Дня. Кроме того, три религии объединяет схожий набор основополагающих ценностей. В ряде других вопросов они расходятся, что наделяет каждую из этих религий ее собственной идентичностью и особой пространственно-временной ролью, соответствующей ее месту в череде божественных посланий. Однако результатом этих различий являются не противоречия, но, напротив, единение трех религий – ведь все они суть свет, ниспосланный Всемогущим и Великим Богом.
- Религиозная сфера в России была затронута чередой конфликтов, которые ряд исследователей называют Кавказскими войнами, хотя в советскую эпоху и христианство, и ислам в равной мере подвергались гонениям. В данном контексте крайне важно различать политические аспекты с их негативным влиянием на события и реальные отношения внутри общества. Так, Первая и Вторая чеченские войны были в основе своей войнами политическими, имеющими целью отделение региона от Российской Федерации. Несмотря на попытки представить их как религиозные и идеологические конфликты, реальность это полностью опровергла: после завершения военных действий и стабилизации обстановки гражданская жизнь в Чечне вернулась в прежнее русло.
- Религиозный аспект тесно переплетается с национальным. Мусульмане, проживающие на бескрайних просторах России, принадлежат к различным национальностям: это и народности Кавказа, и татарские этнические группы во всем их разнообразии, и представители славянских народностей исповедующие ислам и т.д. Однако, несмотря на различия, все эти группы связывают между собой устойчивые религиозные отношения. Национальные различия не становится причиной для разногласий, а вносят вклад в укрепление общего религиозного духа и многообразие религиозной культуры, открывая тем самым обширное пространство для сосуществования и взаимопонимания.
- Правительство Российской Федерации по большей части не вмешивается во внутримусульманские отношения, предоставив последователям этой религии возможность самим урегулировать касающиеся их вопросы через специализированные институты – духовные управления мусульман. Данные организации включают в себя представляющих различные этнические группы мусульманских ученых, которые специализируются на религиозных и гражданских вопросах: браке, правонаследовании, гражданском состоянии и т.п.
***
На наш взгляд, вышеперечисленные моменты важны для понимания той значительной роли, которую религия играет в жизни Российской Федерации, и их нельзя игнорировать, говоря о сосуществовании религий в современной России. Следует также выделить ряд проблем, имеющих прямое отношение к религиозной жизни в РФ:
- Межрелигиозные проблемы, касающиеся сосуществования мусульман России с представителями других вероисповеданий, в первую очередь – православия, представляющего наибольшую религиозную конфессию в стране.
- Общие ценности, которые объединяют различных людей, несмотря на их непохожесть, носят естественный гражданский и гуманитарный характер: честность, верность слову, доброта, справедливость, терпимость, обеспечение общественной безопасности, уважение существующего порядка и законов, которые регламентируют жизнь в обществе.
- Существуют также сдерживающие ценности, которые предотвращают идеологические столкновения между представителями различных конфессий. Важнейшая из них – ценность единения, которая для мусульман означает веру в единого Бога. Данная ценность отделяет последователей ислама от представителей других религий. В соответствии с ней развивается предписанный шариатом диалог, опирающийся на кораническую установку «творить добро».
- Необходимо различать диалог между вероучениями и диалог между культурами и цивилизациями. Диалог между представителями различных религий касается идеологических основ каждой из них – их отношения к миру, жизни и человеку. Этим должны заниматься ученые, глубоко сведущие в этих вероучениях. Диалог между религиями не должен призывать к их насильственному сближению в ущерб их потребностям и идеологическим установкам, но должен открывать новые возможности для сближения, взаимопонимания и сотрудничества. В свою очередь, диалог между цивилизациями и культурами охватывает множество побочных идеологических проблем, и с его помощью можно находить общие знаменатели для совместной работы и создания наилучших условий жизни в интересах всего человечества.
- Между исламом и двумя другими авраамическими религиями – христианством и иудаизмом – существуют прочные связи. Одной из основ ислама является вера в священное Писание и предыдущих посланников и пророков, таких как Муса и Иса (мир им). Без веры в них мусульманин не является мусульманином, однако, принимая эту веру, он не ждет, что почитающие этих пророков иудеи и христиане также обратятся в ислам. Этот факт подтверждает терпимость исламской веры и величие ее принципов вопреки насмешкам и нападкам западных СМИ на религию мусульман и Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которые повторяются в учебных программах на Западе!
- Кроме того, существуют отношения между исламом и неавраамическими религиями, также являющимися элементами религиозной мозаики российского общества (буддизмом, зороастризмом и т.п.). Ислам не признаёт идеологию этих вероучений, так как они призывают к вере в бога, отличного от Пречистого Аллаха. Однако Благородный Коран – слова Пречистого и Всевышнего Аллаха и основной закон исламской уммы – требует от мусульман не оскорблять божества других религий, так как это подтолкнет их последователей оскорбить в ответ Пречистого и Всевышнего Аллаха, защищая свои вероучения: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Таким образом Мы приукрасили для каждого народа их деяния. Потом им предстоит вернуться к своему Господу, и Он поведает им о том, что они совершали» [сура «Скот», аят 108].
- Необходимо видеть объективное различие между научным диспутом, который направлен на достижение истины и убеждение собеседника, и нападками, подстрекательствами и оскорблениями, которые усугубляют противоречия и сокращают пространство для единения.
- Враждебные России силы пытаются разжечь вражду как между различными религиями, так и между мусульманскими мазхабами в стране, и использовать её в своих интересах. Эти усилия преследуют цель нанести вред российскому государству и ослабить его.
- Внутримусульманские вопросы, касающиеся сосуществования мусульман России во всем многообразии их мазхабов и направлений фикха[1]:
- На территориях России и, шире, бывшего СССР, проживают умеренные в своем образе мысли и поступках мусульмане-сунниты, которые принадлежат к различным направлениям фикха. Большинство из них относятся к ханафитскому мазхабу, согласно нормам которого среди них выносится фетва. Также часть российских мусульман следуют фикха шафиитского мазхаба.
- В вопросах имен и характеристик большинство мусульман России – в частности, некоторые местные религиозные управления – придерживаются норм ашаритско-матуридитского мазхаба, который ряд исследователей считают «традиционной российской формой ислама». Также в ряде регионов РФ наблюдается салафитский подход к данным вопросам: нормы иджтихада[2], которым здесь следуют улемы и студенты-богословия, наследуя ключевым догматически-правовым школам исламского мира.
- В том, что касается способов вероисповедания, среди мусульман России широко распространен суфизм. В различных регионах страны его роль может быть больше или меньше. Суфизм должен восприниматься как индивидуальный способ вероисповедания, и тот кто не практикует суфизм, не означает, что он отошел от норм религии. Пространство для подобных различий должно расширяться.
Таковы основные направления фикха и способы вероисповедания, распространенные среди мусульман России. Их многообразие не является основой для разногласий или конфликтов между их последователями или же с представителями других религий. Многовековая история ислама знает множество подобных различий, однако они не переросли в разногласия, грозящие столкновениями и войнами. Потому необходимо отметить ряд вопросов, имеющих принципиальную важность для будущего сосуществования религий в Российской Федерации:
- Искреннее и серьезное сотрудничество всех мусульман России, единых в своей вере во Всевышнего Аллаха, в общих для них вопросах – наиболее значительных и важных для всех мусульман – дабы избегать конфликтов и разрешать противоречия, которые суть одни из врат дьявола и один из путей к раздору между людьми.
- Борьба с любыми проявлениями экстремизма на уровне идей и поступков, противодействие попыткам разжечь рознь между различными мазхабами мусульман России и создать мазхабы, противоречащие традициям последователей сунны.
- Неприкосновенность символов веры (на уровне религий), согласно требованиям шариата. Пречистый и Всевышний Аллах запретил Пророку Его (да благословит его Аллах и приветствует) оскорблять божества многобожников в Мекке, дабы и те не оскорбляли Аллаха в ответ, защищая своих богов.
- Активизация роли исламских учреждений и местных духовных управлений. Уважение, признание и поддержка их усилий. В данные учреждения необходимо обращаться при любых конфликтных ситуациях между мусульманами.
- Уважение официальных норм и мер, принимаемых местными и федеральными властями в вопросах, связанных с религией. Это требование является основой мира и безопасности в обществе.
-------------------------------------------------------
[1] Фикх (араб.: «понимание», «знание») – 1) мусульманская доктрина о правилах поведения (юриспруденция); 2) комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле). – Прим. пер.
[2] Иджтихад (араб.: «усердствование») – 1) деятельность мусульманского ученого в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, опирающаяся на систему принципов, аргументов и приемов; 2) результат этой деятельности, выраженный в конкретном суждении ученого (муджтахида) по тому или иному вопросу. – Прим. пер.
Директор Фонда арабских исследований и информации
Войти с помощью: