Почему муфтий Египта выступил против Эрдогана и возвращения Айя Софии

Шауки Алям

Недавно средства массовой информации сообщили, что муфтий Египта Шауки Алям осудил решение президента Турции Эрдогана возобновить спустя 80 лет молитвы в мечети Айя София и заявил, что в его стране никогда не превращали церкви в мечети. При этом он тактично снивелировал основной посыл своего высказывания, оговорившись, что не стоит делать и наоборот, то есть превращать мечети в церкви.

Мотивы этого заявления обусловлены не только антиэрдогановской позицией режима Абдулфаттаха Ас-Сиси, который, в отличие от турецких путчистов, сумел осуществить военный переворот, отстранив от власти первого демократически избранного президента Мухамеда Мурси. В истории взаимоотношения Египта и Турции очень часто были конфликтными, что было обусловлено борьбой за лидерство в исламском мире. Еще когда турецкие султаны начали устанавливать свою власть в ареале проживания мусульман на Ближнем Востоке, правившие в то время в Египте мамлюки попытались этому воспротивиться, но проиграли. Жившего в Каире халифа, которому номинально принадлежала верховная власть в халифате, османский султан Селим Явуз вывез в Стамбул и оставил там в качестве «почетного гостя».

Пытаясь вернуть себе утерянную власть, мамлюки вступили в сговор с португальцами, которые владея колониями в Индии и имея там большой флот, вознамерились ни много ни мало захватить Мекку. Султан Сулейман Великолепный по просьбе жителей Аравийского полуострова, страдавших от набегов португальцев, послал в Красное море свой флот и войска, которые отбросили их обратно к побережью Индии и даже осадил их главную базу – порт Диу, правда безрезультатно.

За защиту святынь Сулейман получил звание «служителя Двух священных мечетей». Мамлюкский халиф в 1538 году официально передал свой титул султану Сулейману и с тех пор османские правители стали считаться главами всех мусульман.

В 30-х годах 19 века правитель Египта Мухаммад Али-паша восстал против султана, намереваясь отсоединиться от Османской империи и создать при поддержке французов независимое государство. Он готов был захватить Стамбул, но вмешательство России и других европейских держав изменило ситуацию и заставило его признать власть султана в обмен на закрепление за его потомками титула правителя Египта.

После Первой мировой войны и развала Османской империи Египет стал британским протекторатом, а 1922 году официально получил независимость. Каир постоянно стремился к лидерству в Африке и в арабском мире. В 1977 году это даже привело к войне с Ливией, в которой тогда правил Муаммар Каддафи, также претендовавший на роль вождя Африки и арабской нации.

После 1973 года Египет однозначно переориентировался на обслуживание интересов США, и с тех пор ежегодно получает от них финансовую помощь, без которой функционирование его экономики было бы затруднительным. Египет заключил сепаратный договор с Израилем и фактически содействует удержанию блокады Сектора Газа и затрудняет доставку гуманитарной помощи для палестинцев.

Эти действия ярко контрастируют с действиями Турции, которая активно поддерживает палестинцев и даже пошла на серьезный конфликт с Израилем, пытаясь с помощью гуманитарных миссий прорвать блокаду Газы.

Турция в последние годы активно реализует свою ближневосточную политику, участвуя, в том числе и в войне за «ливийское наследство» в Северной Африке, которую тот же Египет считает своей зоной жизненно важных интересов.

Таким образом, в тех зонах, где Египет привык играть по своим правилам, пользуясь поддержкой США и Израиля, появился новый игрок, который активно использует исламский фактор. В ответ на это египетский политический класс в очередной раз подключает представителей духовного сословия, которое своими фетвами должно опять легитимировать его действия. Участие в политике по заказу режима, конечно, в определенной мере обесценивает авторитет египетских ученых-теологов, который был заработан улемами в прошлом.

В данном случае невооружённым глазом видно желание хоть как-то покритиковать своего политического соперника, используя авторитет представителей египетской богословской школы, но в данном случае эта критика не будет восприниматься подавляющим большинством мусульман.

История ислама в Анатолии и на Балканах отличается от исламизации Египта, хотя и копты неоднократно восставали против арабов. Айя-София стала мечетью не при Эрдогане, а при султане Мехмеде Фатихе и даже после знаменитого декрета Ататюрка она не превратилась в христианский храм. Мусульмане и не только в Турции рассматривали Айя-Софию как мечеть, только временно недействующую.

Решение Эрдогана лишь подводит черту под долгим периодом, в течение которого в ней не совершались молитвы. Мир меняется, и пришла пора сменить статус Айя-Софии с недействующей мечети на действующую.

Несомненно, что на фоне усиливающейся напряженности на границе с Ливией можно будет услышать все новые и новые заявления околовластной группы египетских улемов, направленные против политики Турции. При всем уважении к прошлому египетской богословской школы можно лишь констатировать, что эти заявления не бесспорны и не принимают во внимание сегодняшнюю ситуацию в исламском мире, в целом, и на Ближнем Востоке, в частности. Исламский мир находится в стадии перехода к полноправной субъектности в мировой политике, что отвечает желанию широких масс. Этим воспользовалась Турция, которая позиционирует себя как выразитель интересов всех мусульман, чего Египет просто не может себе позволить.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Magamed 20 Июля
Ответить

Противоречащим миролюбивому учению ислама назвал призыв муфтия Саудовской Аравии «разрушить все церкви» в странах Персидского залива глава управления по делам религии Турции Мехмет Гёрмез. Лидер турецких мусульман заявил изданию Today’s Zaman, что не может принять фетву (религиозное решение), вынесенную верховным муфтием Абдульазизом аль-Шейхом, поскольку она идет вразрез с многовековым исламским учением о терпимости и неприкосновенности учреждений, принадлежащих другим религиям. Он подчеркнул, что ислам всегда уважал свободу вероисповедания. «Мнение муфтия также явно противоречит тем со...
Читать дальше

Василий 21 Июля
Ответить

Всегда были предатели той или иной религии и сообществ Египет смотря в настоящее и прошедшее всегда стремился к союзу с врагами