Почему в Индии взрывают мечети?

Неспокойная тишина после взрыва. Мечеть Мекка Масджид (г. Хайдерабад, Индия).

Неспокойная тишина после взрыва. Мечеть Мекка Масджид (г. Хайдерабад, Индия).

Теги:



0
19 Мая 2007г. (02 Джумада аль-уля)
Чем ближе мы начинаем общаться с южноазиатскими странами, тем пристальнее вынуждены следить за любым изменением ситуации в регионе. Ухудшение или улучшение отношений Индии и Пакистана – стран, которые являются ядерными державами, представляет для России самый непосредственный интерес. Небольшое потепление, которое намечается в отношениях между двумя странами, не может нас не радовать. В то же время рост напряжения в Кашмире, а также деятельность различных радикальных группировок в индийских и пакистанских городах, постоянно ставят под угрозу попытки двух стран наладить отношения друг с другом. Взрыв, который произошёл вчера в исторической мечети южно-индийского города Хайдерабад, поднял очередную волну возмущения среди мусульман индийского полуострова. Трагедия унесла 11 жизней мирных мусульман, среди которых были и дети; инвалидами остались несколько десятков человек. Власти заявили о том, что, вероятно, жертв трагедии будет больше, так как многие из тех, кого увезли в больницу, находились в критическом состоянии.

Террористами был также нанесён огромный ущерб зданию 400-летней мечети. Хайдерабадская мечеть Мекка Масджид является одним из старейших памятников индийского мусульманского зодчества, она также считается шестой по величине мечетью Индии – само здание вмещает 3.000 верующих, и ещё 10.000 человек могут молиться на её территории. Мечеть была построена в 1598 г. Абдуллахом Кутбом Шахом. Соединив в одно целое военную мощь и величайшую культуру, он превратил столицу древней Голконды в главный город мусульманского Юга Индии. В течение трёхсот лет мусульманского правления в Южной Индии, мусульмане и индусы сосуществовали в мире и гармонии. Идиллия продолжалась до тех пор, пока в страну не вторглись англичане. С тех пор началась история бесконечных межконфессиональных конфликтов. Пик обострения отношений между мусульманами и индусами пришёлся на первую половину 20го века, когда Индию делили на две страны. Во время второй мировой войны, когда уход колониальной администрации из тогда ещё единой Британской Индии стал очевидным, возник вопрос о будущем сосуществовании приверженцев двух основных религий Индии – индуизма и ислама. Мусульманская лига во главе с Мухаммедом Али Джинной, наряду с Индийским национальным конгрессом возглавлявшая антиколониальное движение – считала, что в Индии мусульмане и индусы вполне могут именоваться нациями с учетом их культурно-исторического наследия. В этой связи они считали необходимым разделить страну по религиозному признаку для того, чтобы эти народы могли нормально существовать. Надо сказать, что к моменту, когда Индия решилась расколоться на два государства, мусульмане уже составляли едва ли не пятую часть населения Индии и начали ощущать себя достаточно обособленной частью общества. Оккупация мусульманского Кашмира, который должен был быть присоединён к Пакистану после раздела Индии в 1947 году, стала причиной трёх войн за 53 года между Индией и Пакистаном. Пакистан настаивает на том, что это мусульманская территория, и поэтому он должен отойти под юрисдикцию Исламабада. Индия, ссылаясь на подписанный в 1947 году с местными махараджами договор, утверждает, что Кашмир – индийский. Исламабад отмечает, что многочисленные резолюции ООН по кашмирскому вопросу предусматривают проведение в штате референдума, на котором население должно определиться – остаться в Индии, перейти к Пакистану или же стать независимыми. Индия же считает референдум ненужным, поскольку выборы, которые проводятся в штате, якобы свидетельствуют о желании кашмирцев жить под индийским суверенитетом. Со временем в Дели и Исламабаде сложились группировки, заинтересованные в сохранении противоречий и выступающие за дальнейшее продолжение враждебных отношений. Нерешённый конфликт в Кашмире, в том числе и несправедливое отношение индийских властей к кашмирским мусульманам, постоянно провоцируют новые вспышки агрессии между представителями двух конфессий. Надо отметить, что за последние годы отношение индусского населения к мусульманам значительно ухудшилось. Это, главным образом, связано с усилением антиисламской пропаганды, которая ведётся в индийских СМИ. С этим же фактором связывают повышение активности радикальных индусских группировок, которые ведут партизанскую войну против мирных мусульман в Индии. Так, в сентябре прошлого года была взорвана бомба на мусульманском фестивале в западно-индийском городе Малигоне. Погибло более 30 человек. Кровавым терактами отмечен и 2002 год. Самым громким преступлением стал взрыв в штате Гуджарат, который находится на западе страны. Во время июльского теракта погибло более 200 человек, большинство из которых также были мусульманами. В соседнем Пакистане особое негодование вызывают спонтанные и необоснованные предположения представителей индийских властей, которые утверждают, что «возможно, в терактах задействованы участники пакистанских экстремистских группировок». Пакистан возмущает даже мысль о том, что кто-то из соотечественников может быть причастен к массовому убийству своих единоверцев в Индии. Несмотря на то, что конфликт между индусами и мусульманами давно стал восприниматься, как нечто само собой разумеющееся, обе стороны заинтересованы в том, чтобы жить в мире друг с другом. Однако каждый новый взрыв уносит не только жизни людей, но и надежду на урегулирование полувекового конфликта между соседями, которые пытаются, но никак не могут найти общий язык.

Автор: Матвей Козлов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика