Практика: воплощение подчинения в исламе

Практика относится к сфере тела. Наше положение в реальности настолько зависит от нашего тела, что всегда находились люди, утверждавшие, что тело – это вся наша жизнь или, по крайней мере, самое главное в ней. В Коране неоднократно приводятся возражения, с которыми такие люди выступали против последователей пророков:

«Если вы подчинитесь такому же человеку, как вы сами, то непременно окажетесь в убытке. И как же он [может] вам обещать, что, когда вы умрете и обратитесь в прах и кости, вы [живыми] восстанете [из могил]? Прочь, прочь от этих обещаний! Нет [в этом мире] ничего, кроме нашей жизни. Мы умираем, и мы живем, и не будем мы воскрешены».

(23:34 – 37. Перев. Крачковского (изм.))

Не занимай тело столь важное место в жизни человека, люди думали бы. Но тело играет определяющую роль во всех индивидуальных оттенках, которые сообщают нам нашу идентичность. Наша встреча с внешним окружением всегда начинается на уровне тела посредством чувств. Философы и теологи могут, конечно, рассуждать о бестелесных сущностях, но для детей и людей не склонных к рефлексии, подобные речи лишены всякого смысла.

С самого начала ислам приступил к созданию общества. Ислам всегда отлично понимал, что общие обряды сплачивают людей ничуть не меньше, чем общие идеалы. В социальном смысле ислам функционировал путем гармонизации человеческой деятельности.

Тело – это реальность, знакомая каждому, бестелесные же реальности непонятны очень многим. «Покажите», – призывают они. И Коран дает простой ответ: спасение обретут те, кто «уверует в незримое». На этом первом уровне от людей не требуется постигать незримое, а лишь признавать его существование и действовать соответствующим образом, придерживаясь Пяти столпов и других правил, предписанных в явленном им руководстве.

В большинстве своем люди от рождения принадлежат к той религии, какую исповедуют. Ислам считает, что верная практика делает человека мусульманином и верные убеждения возникают вслед за верной практикой. Мусульманских детей редко обучают катехизису. Их учат молиться и исполнять обряды. Они растут, исполняя основные очистительные обряды, поскольку те продиктованы природой гигиенических навыков. Как и детям во всем мире, мусульманским детям нравится подражать взрослым, поэтому они часто повторяют движения ритуальной молитвы, которые совершают их родители или другие члены семьи. Никто не придает значения тому, что посреди молитвы дети могут потерять интерес к обряду и убежать играть. Суть в том, чтобы эти действия постепенно стали естественной и органической частью их натуры.

За таким вниманием к практике стоит убеждение, что Коран должен войти в плоть и кровь. Недостаточно просто читать Коран или знать, о чём в нём говорится. Нужно воплотить в себе эту книгу: Коран должен стать реальностью, определяющей действия (ислам), мысли (иман) и намерения (ихсан).


Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика